Многие свои творения Николай Семёнович Лесков адресовал юным читателям, публикуя эти произведения на страницах детских журналов «Игрушечка», «Задушевное слово», в сборниках для семейного чтения «Искорка», «Складень», «Русским матерям», «На добрую память из русских писателей». |
Лесков был
глубоко убеждён, что книги, предназначенные для детской читательской аудитории,
должны «не только занять внимание читателя, но и дать какое-нибудь доброе направление
его мыслям». Это «доброе направление» писатель связывал, прежде всего, с христианством,
православной верой.
Вспоминая
собственные детские годы, в «Автобиографической
заметке» писатель признавался: «Религиозность во мне была с детства, и
притом довольно счастливая, то есть такая, какая рано начала во мне мирить веру
с рассудком». В очерке «Владычный суд»
Лесков упоминает о семейных устоях как источнике его воспитания и
духовно-нравственного формирования: «Я вырос в своей родной дворянской семье, в
городе Орле, при отце, человеке очень умном, начитанном и знатоке богословия,
и при матери, очень богобоязненной и богомольной; научился я религии у лучшего
в своё время известнейшего из законоучителей отца Евфимия Андреевича
Остромысленского <...>. Я был таким, каким я был, обучаясь православно
мыслить от моего родного отца и от моего превосходного законоучителя, который
до сих пор, слава Богу, жив и здоров. (Да примет он издали отсюда мною посылаемый
ему низкий поклон.)».
Добрые уроки
Закона Божия своего духовного отца Е.А. Остромысленского Лесков впоследствии
не раз вспоминал с благодарностью. Образ этого «превосходного законоучителя»
нашёл отражение и в лесковском художественном творчестве: например, в рассказах
«Зверь», «Привидение в Инженерном замке».
Свято хранил
в душе писатель и то, что вложил в неё когда-то его родной отец Семён Дмитриевич
Лесков. Он стремился сформировать в своём ребёнке с самого раннего детства представление
о главных нравственных ценностях человеческой жизни. В 1836 году пятилетнему
сыну старший Лесков написал письмо-завет, желая передать весь свой жизненный
опыт и идеалы. Строки этого завещания вылились из самой глубины отцовского
сердца: «Я хотел бы излить в тебя всю мою душу...».
«Любезный
мой сын и друг! Николай Семёнович! – писал Николаю отец. – <...> Итак, выслушай
меня и, что скажу, исполни:
1. Ни для
чего в свете не изменяй вере отцов твоих.
2. Уважай от
всей души твою мать до её гроба.
3. Люби
вообще всех твоих ближних, никем не пренебрегай, не издевайся <...>
7. Более всего будь честным человеком, не превозносись в благоприятных и не упадай в противных обстоятельствах <...>
7. Более всего будь честным человеком, не превозносись в благоприятных и не упадай в противных обстоятельствах <...>
Я хотел бы
излить в тебя всю мою душу, но довольно <...> Бог тебе в помощь! Отец
твой Семён Лесков».
Бережно
хранимые отцовские заветы писатель передал и своему собственному сыну Андрею, и
всему молодому поколению. Трепетным отношением к православной «вере отцов»,
неравнодушием к проблеме нравственного воспитания человека обусловлены лесковская
требовательность и принципиальность в вопросах формирования
религиозно-нравственного сознания человека. С возмущением отмечал Лесков бездарное
преподавание Закона Божия – «самого живого, самого приятного и необходимого
предмета учебной программы», который под влиянием неумелых наставников «почти
повсеместно обратился для детей в мучительную докуку». Такие школы, в которых
по каким-либо причинам не изучался Закон Божий, Лесков справедливо называл
«безбожными» и посвятил этой теме специальный очерк «Безбожные школы в России».
Настойчиво звучит
в очерке «Чудеса и знамения», помещённом
в 28 номере журнала «Церковно-общественный вестник» за 1878 год,
требовательное желание писателя: «Мы не хотим и не можем оставить своих детей
без религии, которую делают им неприятною и противною различные “начатки” и “кончатки”,
выдуманные с целью упразднить изучение Слова Божия в его простой и всякому
доступной форме».
Именно в
такой форме – «простой и всякому доступной» – обратился Лесков к своим юным
читателям со словом вечной истины, евангельской заповеди, «отцовского завета» в
таких произведениях, как «Отцовский
завет», «Неразменный рубль», «Зверь», «Пугало», «Дурачок», «Привидение
в Инженерном замке», «Кадетский монастырь», «Христос в гостях у мужика», «Лев
старца Герасима» и других. В динамичных сюжетах этих творений нет никаких длиннот
и затянутости; гармонично соединяются реальный и фантастический планы; не даётся
готовых педагогических рецептов, и «моральный хвостик» (выражение Добролюбова)
не превращается в «позвоночный столб» произведения. Дети остаются один на один
с текстом, могут самостоятельно раздумывать, домысливать, фантазировать. Причём
автор нередко вступает с читателем в забавную игру: «хотите – верьте, хотите –
нет». При этом открываются безграничные возможности воображения, своего рода сотворчества
читателя с писателем.
Но о чём бы
ни говорил Лесков, пусть даже о вещах самых курьёзных и анекдотических, за
внешним планом повествования встаёт план внутренний – необозримые духовные перспективы
и высоты, к которым зовёт автор всех, кто может и должен стремиться к совершенству.
Лесков верит
в образ Божий в человеке, в то, что душа человеческая может выстоять, победить,
даже несмотря на временную победу бесовщины. «Двойственность в человеке
возможна, – размышлял писатель, – но глубочайшая “суть” его всё-таки там, где
его лучшие симпатии».
В свою
записную книжку Лесков поместил пять
заповедей духовно-нравственного совершенствования:
«1. Не
сердитесь и будьте в мире со всеми.
2. Не
забавляйтесь похотью блудной.
3. Не
клянитесь никому ни в чём.
4. Не
противьтесь злу, не судите и не судитесь.
5. Не
делайте различия между разными народами и любите чужих так же, как своих».
«Во всём,
как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними
(Мф. 7, 12)». Именно этой христианской заповеди он учил своих читателей.
За три года
до смерти Лесков писал своему приёмному сыну Б.М. Бубнову: «Очень рад, что
жажда света в духе твоём не утоляется, а горит. “Кто ищет – тот и найдёт”. Не
дай Бог тебе познать успокоение и довольство собою и окружающим, а пусть тебя
томит и мучит “святое недовольство”».
Неутолимая «жажда
света» в исканиях истины, добра, совершенства – таков главный отцовский завет Николая
Лескова поколениям его юных читателей. читать источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий