"...читать нужно не для того, чтобы понять других, а для того, чтобы понять себя". Эмиль Мишель Чоран

воскресенье, 29 сентября 2013 г.

«Вспомнить все»: про девчОнку, цЫпленка и правило ослика Иа


Повторим мнемонические правила, которые облегчают запоминание с помощью ассоциаций.

1. Начнем с самого простого — падежей.
Ирина родила девчонку,
Велела тащить пеленку
Этот мнемостих помогает запомнить последовательность падежей.
Иван — именительный, родил — родительный, девчонку — дательный, велел — винительный, тащить — творительный, пеленку — предложный.

2. А теперь повторим спряжение глаголов. Стихотворение, состоящее из глаголов-исключений II спряжения, то есть таких, в личных окончаниях которых пишется И, а не Е, в школе учили все. Правда, в разных вариациях. Вот некоторые из них:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть —
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

Таким образом: гонИшь, держИшь, смотрИшь и т. д.

3. Теперь чередование гласных в корне.
Что, например, может быть проще «правила ослика Иа»?
Звучит оно так: если за корнем суффикс А, в корне пиши И. Например, блИстАть, но блЕстЕть.
Оно справедливо для всех случаев, когда есть чередование Е-И (раздирать — раздерут, расстилать — расстелет, умирать — умереть).

4. И еще о гласных в корне.
Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц». Эта мнемофраза предназначена для запоминания слов- исключений с Ы после Ц. По общему правилу, после Ц в корне пишется И: циркуль, циферблат, цирюльник.

5. О непроизносимых согласных в корне.Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву Т писать напрасно — в этой фразе собрано пять слов, где НЕ пишется Т между С и Н.

6. Сложная тема, в которой часто путаются, — О и Е после шипящих.
У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо / Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку — эти мнемофразы помогают запомнить самые распространенные слова, где под ударением путают О и Ё. Под ударением после шипящих пишется О и Ё.

7. С дефисами или их отсутствием в некоторых словах разберемся при помощи длинного слова автомотовелофототелерадиомонтер. Оно поможет запомнить, что приставки авто-, мото-, вело-, фото-, теле-, радио- пишутся слитно.

8. Теперь к наречиям, написание которых вызывает проблемы.
Уж замуж невтерпеж — мнемофраза для запоминания наречий БЕЗ мягкого знака.
Примечание: Сейчас фразу можно было бы усовершенствовать, добавив к наречиям имя собственное: «Наташ / Маш / Даш / Ксюш, уж замуж невтерпеж!» Слишком многие в последнее время зачем-то снабжают эти имена мягким знаком и пишут с ошибкой: «Наташь, привет!»

9. Одна или две буквы Н в суффиксах прилагательных.
Тут работает «правило окна», на которое надо бросить взгляд, и все сразу станет ясно:
В окне СТЕКЛЯННОЕ стекло, ДЕРЕВЯННАЯ рама и ОЛОВЯННЫЕ шпингалеты и ручки.Правило звучит так: в суффиксах -АН-/-ЯН- прилагательных пишется одна буква Н, слова-исключения: ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ.

10. Мнемоправила из раздела «стилистика» представлены прежде всего знаменитым «Одеть Надежду, надеть одежду». Эта мнемофраза помогает запомнить, когда надо говорить «надеть», а когда — «одеть»: одеть — кого-то, надеть — что-то.


11. Наконец, орфоэпия. Тут мнемостихов много. Вот некоторые из них.

Не говори «катАлог»,
А только «каталОг».
А твОрог?
Можно твОрог,
А можно и творОг.

Долго ели тОрты —
Не налезли шОрты.


Есть и более сложные:

ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.