"...читать нужно не для того, чтобы понять других, а для того, чтобы понять себя". Эмиль Мишель Чоран

среда, 13 декабря 2017 г.

А.Фет. Внеклассное чтение. Учимся анализировать стихотворения

А.Фет
Кот поет, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.

"Полно тут тебе валяться,
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай".

Мальчик встал. А кот глазами
Поводил и все поет;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.


Учимся анализировать стихотворения
Стихотворение кажется совсем простым: незатейливая картинка, словно взятая из повседневной жизни: кот в тёплой комнате, мальчик на ковре в окружении игрушек, сердитая буря за окнами… Мир, воссозданный в стихотворении, — обыденный. А.А.Фет неоднократно утверждал, что источником поэтического произведения могут быть самые обыкновенные, случайно увиденные вещи и явления: “К чему искать сюжеты для стихов, сюжеты эти на каждом шагу — брось на стул женское платье или погляди на двух ворон, которые уселись на заборе, вот тебе и сюжеты”, — объяснял он ещё в юности другу поэту Я.П. Полонскому.



Настоящие стихи многослойны. Их можно воспринимать по-разному, с меньшей или большей глубиной понимания. Они на это и рассчитаны. Многое зависит от уровня образованности читателя, от объема его жизненного и душевного опыта, от возраста, наконец, от чуткости и одаренности.

Стихи можно читать сотни раз, каждый раз открывая их для себя, обнаруживая неведомые прежде глубины смыслов и новую, не замеченную доселе красоту звучаний. Стихи, да и не только, требуют от читателя СО-ТВОРЧЕСТВА. Чем глубже будет опыт читателя, чем содержательнее жизнь его духа, тем полнее он будет ощущать и себя тоже автором этих строк.
 
ПАМЯТКА ПО АНАЛИЗУ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА
Внимательно прочитайте стихотворение.
1. Все ли слова вам знакомы? Узнайте значение незнакомых слов.
2. О чём стихотворение? Сформулируйте его тему. Тема формулируется кратко: словосочетанием или простым предложением, возможно, словами текста.
 3. Как в стихотворении показан лирический герой? Что он чувствует, о чём думает? Не путайте лирического героя («я») в тексте с автором вне текста.
Герой лирический – образ поэта (его лирическое Я), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. (Словарь литературоведческих терминов)
 4. На какие части можно разделить стихотворение? Проанализируйте его композицию.  Попробуйте переставить местами строфы или убрать одну из них — что изменится?
 5. Обратите внимание на образный ряд стихотворения. Какие тропы (олицетворение, эпитет, сравнение, метафора) использованы автором? С какой целью? (главный вопрос – зачем нужны, то есть как связаны с настроением, идеей? Какие слова можно отметить в стихотворении как ключевые? Как они связаны?
6. Присмотритесь к языку стихотворения. Подумайте, использует ли автор лексические повторы?
Встречаются ли синонимы? Антонимы, задающие антитезу? Какие понятия в стихотворении противопоставлены?
7. Отдельный предмет анализа — стих. Каким размером написано стихотворение, и что это может значить?
8. Рассмотрев основные образы стихотворения, проанализировав его языковое и стилистическое своеобразие, вы сможете обратиться к идее (основной мысли) стихотворения.
Идея формулируется вашими словами, отдельным предложением, как правило, сложным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий