"...читать нужно не для того, чтобы понять других, а для того, чтобы понять себя". Эмиль Мишель Чоран

воскресенье, 24 апреля 2016 г.

8 СОВЕТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПЬЕС ШЕКСПИРА В ШКОЛАХ


Британский Совет совместно с Министерством образования и науки РФ 25 апреля проводит в школах по всей стране акцию «День Шекспира».
В рамках нее учителя самых различных дисциплин проведут занятия, посвященные жизни и творчеству Шекспира в традиционной, игровой или творческой форме. В «Дне Шекспира» примут участие как общеобразовательные учреждения, так и музыкальные и художественные школы России.
В помощь учителям Британский Совет совместно с Королевской шекспировской компанией разработал набор материалов для педагогов «Shakespeare Lives!». Помимо прочего, в него вошла памятка, содержащая 8 советов по изучению пьес Шекспира в школах. ГодЛитературы.РФ приводит ее полностью.

8 СОВЕТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПЬЕС ШЕКСПИРА В ШКОЛАХ

1. Учите мыслить «как детективы»


Во время изучения произведений Шекспира, где упоминается много загадочных исчезновений людей и странных преступлений, мотивируйте ваших учеников мыслить «как криминальные детективы». Все необходимые «улики» против предполагаемого преступника они смогут найти в языковых конструкциях шекспировского текста, а затем, один за другим, собрать их в общую картину «преступления». Метод чтения отрывков не одним, а несколькими способами поможет школьникам в их «расследовании». Участники чтений могут произносить фрагменты пьес по ролям, шепотом, во время произнесения реплик можно попробовать ходить по классу, интонационно выделяя слова, относящиеся к определенным темам, например, слова «семья» или «власть». Эффект от этих приемов будет кардинально отличаться друг от друга. Не бойтесь работать над одними и теми же частями текста тремя или четырьмя способами: каждый раз ученики будут открывать для себя что-то новое.

2. Выбирайте простые способы работы со сложными темами


Игровой метод является универсальным способом обучения и может быть адаптирован для работы практически с любым видом художественного произведения. Например, в игре «Спящий пират» ведущего можно попросить исполнить роль короля Дункана. Когда король оборачивается и ловит одного из «крадущихся», пойманный игрок как бы превращается в Макбета и озвучивает мысли генерала. Или же в игре по мотивам «Бури» ведущий может изображать Просперо, а его одногруппники — рабов-дикарей.

3. Визуализируйте образы персонажей


Разделите учеников на группы из трех-пяти человек и сыграйте с ними в «ассоциации». Попросите каждую команду изобразить «стоп-кадр» или составить, например, коллаж на заданную тему: «король и его подданные», «встреча с тремя ведьмами» или «возвращение воинов после сражения». Это поможет представить ключевых персонажей и описать место действия пьесы в самом начале. Вы также можете дать задание обыграть определенную цитату из текста и таким образом узнать, как тот или иной ученик понимает ее значение: «Смельчак Макбет — так зваться он достоин» или «Но от пупа до челюстей вспорол».

4. Устанавливайте ограничения по времени для заданий


На создания «стоп-кадра» из предыдущего задания группам предоставляется по 10 секунд. Этого времени вполне достаточно, чтобы дети успели выполнить задание, не отвлекаясь на других участников своей команды. Также хорошим упражнением для них может стать просьба сыграть в эту игру молча.

5. Поощряйте свободу интерпретации


Помните, что любая постановка — это смесь фактов и авторских интерпретаций. К примеру, в пьесе «Макбет» есть эпизод, где три женщины сообщают главному герою, что однажды он станет королем. И это факт. Но то, каким образом будут появляться эти персонажи, исчезать, передвигаться по сцене и общаться между собой, зависит от вашего художественного замысла и творческого потенциала.
Давайте ученикам возможность свободно интерпретировать концепцию постановки, придумывать декорации и костюмы, поощряйте обсуждение самого произведения. Ведь никто не знает, как точно должны выглядеть Макбет и призрак Банко. Более того, ученикам предстоит выбор: будет ли вообще Банко появляться на сцене или нет. Если на сцене появился призрак, значит, зритель через него сможет узнавать потайные мысли главного героя и, таким образом, сопереживать ему. Если же нет такого дополнительного персонажа, то внутреннее безумство Макбета можно передать через отношения героя с его гостями.

6. Рассматривайте произведение в культурно-историческом контексте эпохи


Если ученики знают, что современники Шекспира действительно верили в злых духов и считали канун летнего солнцестояния темным временем, когда исчезала граница между миром живых и миром мертвых, их восприятие «Сна в летнюю ночь» и «Макбета» сильно меняется.
Наша сегодняшняя задача заключается в том, чтобы «оживить» наследие Шекспира и заставить зрителей переживать шекспировские страсти так же сильно, как это делали зрители 400 лет назад.

7. Пользуйтесь классическими переводами текстов, но не бойтесь вносить в них правки


Дети бывают настолько увлечены красотой и стилем шекспировского языка, что совсем не переживают, если не все в нем понимают. Наоборот — для них это является неотъемлемой частью веселья. Поиск значений необычных слов и фраз превращается в увлекательную игру.
Но это не значит, что во время урока тексты не нужно делить на маленькие понятные фрагменты. Начните знакомство с произведением с обсуждения яркого короткого монолога или десяти строчек, описывающих одну увлекательную сцену. Дайте ученикам время освоить этот материал, а затем добавьте к нему еще немного текста или перейдите к следующему фрагменту.

8. Разбирайте пьесы Шекспира вместе с учениками


Имейте в виду, что даже самые опытные редакторы спорят по поводу значений тех или иных шекспировских слов и фраз. Всегда интереснее начинать разбор текста с попытки самостоятельно угадать смысл неизвестных слов по их звучанию, нежели сразу заглядывать в сноски. Фразы вроде «Вы уши мне наполнили словами, // Противными рассудку моему» служат хорошим примером фраз, в которых можно попробовать найти новые смыслы. Читать источник