Виктор Васнецов изучал археологию,
древнерусский быт и старинные доспехи, создавая «Богатырей». Однако на
картине «перепутал» все эпохи — историческая достоверность только мешала
ему
Это полотно стало для Васнецова трудом всей жизни. С первого эскиза и до последнего мазка прошло 27 лет. Холст размером 3 х 4,5 м переезжал вместе с художником и его семьей с квартиры на квартиру; из Москвы в Киев, где Васнецов расписывал Владимирский собор, и обратно; летом — за город. «Богатыри» — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни — постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай…» — вспоминал сын живописца Алексей.
Первый эскиз был сделан карандашом в 1871 году. В 1876-м Васнецов написал набросок «Богатырей» маслом и хотел подарить его другу-художнику Василию Поленову. Тот заявил, что примет презент не раньше, чем будет создана большая картина, и этим, возможно, спас «Богатырей» от судьбы многих набросков.
«Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?» — так Васнецов изложил задумку в письме своему учителю Павлу Чистякову.
Работники Исторического музея позволили художнику брать из запасников старинные доспехи. Однако для Васнецова богатырская троица прежде всего собирательный фольклорный образ, поэтому живописец «вооружил» персонажей в соответствии с былинными характерами, а не с определенным временем.
1 Добрыня Никитич. По разным былинам, «сын богатого
гостя рязанского», боярин или родственник князя. Во времена Васнецова
исследователи отождествили Добрыню с тезкой из летописей — дядей
великого князя Владимира, крестителя Руси. Добрыню Васнецов писал с
Василия Поленова, однако придал персонажу черты отца, дяди и свои
собственные.
2 Илья Муромец. По былинам, «крестьянский сын» и
«старый казак». Историки XIX века нашли несколько его прототипов.
Основной — святой старец, похороненный в Киево-Печерской лавре: согласно
былинам, Илья в конце жизни ушел в монастырь. Про киево-печерского
богатыря говорили, что у него было прозвище Чоботок («сапожок»), так как
он отбился от врагов одним сапогом. Для Ильи Васнецову позировали два
натурщика: крестьянин и извозчик.
3 Алеша Попович. В былинах этот «сын соборного попа
ростовского» молод и хитер. Историки нашли в летописях его прототип —
княжеского дружинника Александра Поповича. По одним источникам, он жил в
XIII веке и погиб в битве с татаро-монголами на реке Калке в 1223 году,
по другим — жил в начале или в конце XI века. Алешу Васнецов писал с
Андрея, сына его друга и мецената Саввы Мамонтова.
4 Крест. В былине Добрыня убил Змея ножом, который
носил на нательном кресте. Современник Васнецова фольклорист Всеволод
Миллер полагал, что сюжет о сражении былинного героя со Змеем отражает
борьбу насаждаемого князем Владимиром и его дядей Добрыней христианства с
язычеством. На картине, однако, у богатыря крест другого типа —
энколпион, в котором хранили реликвии. Его носили поверх одежды как
оберег и украшение.
5 Меч — атрибут военной знати, принадлежность героя к которой хотел подчеркнуть художник.
6 Греческий колпак. Эти шлемы назывались так,
поскольку были заимствованы из Византии. Тот, что на картине, скопирован
с экспоната Оружейной палаты Московского Кремля (XIII век). Возможно,
его привезла в Москву в XV веке византийская царевна Софья Палеолог,
выданная за Ивана III.
7 Одежда и доспех. Приближенный князя носит парчовые одежды, дорогую броню. На нем поверх кольчуги «дощатая бронь» XIII–XIV века из стальных пластин-дощечек. Знать в Древней Руси могла расплачиваться подобными богатыми доспехами, покупая земли.
8 Шишак Ильи — самый популярный тип шлема на Руси XVI века. Иногда на них надевали более вытянутые шеломы — для дополнительной защиты.
9 Гривна. По Никоновской летописи, ею князь наградил Александра Поповича за победу над врагами.
10 Юшман — кольчато-пластинчатый доспех, заимствованный из Персии, впервые упомянут на Руси в 1548 году.
11 Сложный лук делали из нескольких планок разных
пород дерева. Стрелы у оперения красили в разные цвета, чтобы легче было
найти в колчане нужную: для пробивания брони, поражения лошадей
неприятеля и т. д.
12 Гусли у седла Алеши — намек на его склонность к развлечениям.
13 Молодая поросль на переднем плане, будущие могучие ели — метафора преемственности поколений.
14 Курганы. За героями — могилы воинов, павших в
битвах прошлых веков. Герои находятся между символами прошлого и
будущего как звенья в бесконечной цепи защитников родных рубежей.
Это полотно стало для Васнецова трудом всей жизни. С первого эскиза и до последнего мазка прошло 27 лет. Холст размером 3 х 4,5 м переезжал вместе с художником и его семьей с квартиры на квартиру; из Москвы в Киев, где Васнецов расписывал Владимирский собор, и обратно; летом — за город. «Богатыри» — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни — постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай…» — вспоминал сын живописца Алексей.
Первый эскиз был сделан карандашом в 1871 году. В 1876-м Васнецов написал набросок «Богатырей» маслом и хотел подарить его другу-художнику Василию Поленову. Тот заявил, что примет презент не раньше, чем будет создана большая картина, и этим, возможно, спас «Богатырей» от судьбы многих набросков.
«Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?» — так Васнецов изложил задумку в письме своему учителю Павлу Чистякову.
Работники Исторического музея позволили художнику брать из запасников старинные доспехи. Однако для Васнецова богатырская троица прежде всего собирательный фольклорный образ, поэтому живописец «вооружил» персонажей в соответствии с былинными характерами, а не с определенным временем.
7 Одежда и доспех. Приближенный князя носит парчовые одежды, дорогую броню. На нем поверх кольчуги «дощатая бронь» XIII–XIV века из стальных пластин-дощечек. Знать в Древней Руси могла расплачиваться подобными богатыми доспехами, покупая земли.
ХУДОЖНИК
Виктор Васнецов
1848 — Родился в селе Лопьял Вятской губернии в семье священника.
1862–1867 — Учился в Вятском духовном училище и духовной семинарии. 1868–1875 — Занимался в Петербургской академии художеств. 1876–1877 — Ездил во Францию. 1878 — Вступил в Товарищество передвижных художественных выставок и переехал из Петербурга в Москву. 1880–1881 — Создал «Аленушку». 1882 — Написал картину «Витязь на распутье». 1883–1885 — Работал над фризом «Каменный век» для Исторического музея в Москве. 1885–1896 — Расписывал Владимирский собор в Киеве. 1897 — Написал полотно «Царь Иван Васильевич Грозный». 1898 — Закончил работу над «Богатырями». 1926 — Умер от паралича сердца. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий