Одно из основных направлений авангарда. В отличие от традиционного
искусства не подражает реальности и не воспроизводит ее элементы. Объект
абстрактного искусства — инструментарий художника: цвет, линия и форма.
Первые абстрактные произведения создал Василий Кандинский в конце
1900‑х — начале 1910‑х; первым абстрактным произведением считается его
«Картина с кругом» (1911). В 1912–1915 годах появились абстрактные
живописные системы лучизма (Ларионов, 1912) и супрематизма (Малевич,
1915).
Авангард
Сначала термин употреблялся в военном деле и по отношению к
политическим событиям — до тех пор пока в 1885 году французский критик
Теодор Дюре не использовал его в художественной критике. Впрочем, в
таком значении слово не прижилось. Лишь в 1950-х годах оно вернулось в
искусствоведение благодаря французскому критику Мишелю Сёфору, который
впервые назвал авангардом русское искусство начала XX века.
Всёчество
Термин придумал весной 1913 года Илья Зданевич — художник, писатель,
издатель и журналист. В основу всёчества легли
художественно-эстетические идеи Михаила Ларионова и художников его
круга: в каталоге к выставке «Мишень» он признал все существующие стили —
кубизм, футуризм, орфеизм и другие. 5 ноября того же года Зданевич
публично представил свою концепцию в Москве на закрытии выставки
Наталии Гончаровой. Лекция называлась «Наталия Гончарова и всёчество».
После этого Зданевич отправился в Петербург, чтобы и там
пропагандировать идеи всёчества на лекциях и в диспутах. Эти выступления
носили характерный для авангарда эпатажный характер. Так, в конце
выступления «Раскраска лица» 9 апреля 1914 года Зданевич выкрасил лицо
черной краской, а 17 апреля того же года на акции «Поклонение башмаку»
отрицал все, что считалось прекрасным, и воспел красоту башмака,
«красивого, подобно автомобилям и двигателям».
Заборная живопись
Обращение к сюжетам и стилистике надписей на заборах — одна из
характернейших особенностей авангарда и неопримитивизма. Особенно
заметно это направление в работах Ларионова неопримитивистского периода.
Конструктивизм
Эль Лисицкий. Проект небоскреба у Никитских Ворот, вид с Тверского бульвара
От латинского constructio — «построение». Основные черты
конструктивизма — строгость, лаконизм и геометричные формы. Официально
стиль был обозначен в 1922 году в одноименной книге художника
и теоретика искусства Алексея Гана. Среди самых известных
конструктивистов — Владимир Татлин, Александр Родченко, Варвара
Степанова, архитекторы Моисей Гинзбург, Константин Мельников, братья
Веснины. Конструктивизм распространился в самых разных сферах
художественного творчества: театральных декорациях и костюмах, книжном
оформлении, архитектуре и проч.
Космизм
Лазарь Хидекель. Города будущего. Надземный город. 1927 год
Философское понятие, возникшее в 1870-е годы и обозначающее философов
и ученых, размышлявших о внеземном пространстве и космосе. Развитию
космизма способствовало беспредметное, или абстрактное, искусство,
а ученики Малевича — художник Иван Кудряшов и архитектор Лазарь
Хидекель — развивали космический аспект геометрической беспредметности
и идеи космизма.
Кубизм сформировался во Франции осенью 1908 года в работах Жоржа
Брака и Пабло Пикассо. В Россию он проникает разными путями. Так,
художница Александра Экстер регулярно привозит из Парижа разные сведения
о новом модном стиле, а в 1908 году коллекционер Сергей Иванович Щукин
открывает всем желающим свой особняк в Большом Знаменском переулке.
В собрании среди прочего есть работы кубистов, и в галерею регулярно
заходят будущие бубновалетцы.
В 1912 году в сборнике «Пощечина общественному вкусу» выходит статья
художника и поэта Давида Бурлюка «Кубизм». Кубизм, пишет он,
подразумевает плоскостное понимание мира или канон сдвинутой
конструкции, а его важнейший прием — изображение объекта с нескольких
точек зрения. Три года спустя в манифесте «От кубизма к супрематизму»
Казимир Малевич определяет сущность направления как «диссонанс»,
происходящий в результате «встречи двух форм»: «В принципе кубизма лежит
еще очень ценная задача, не передавать предметы, а сделать картину.
<...> В нашей эре кубизма художник уничтожил вещь как таковую
с ее смыслом, сущностью и назначением».
Впервые это понятие в 1912 году использовал французский критик
Марсель Буланже, а на следующий год термин получает распространение
и в русской культуре. К кубофутуристам причисляет себя
поэтическо-художественная группа «Гилея», а также художники круга «Союза
молодежи». В кубофутуристических произведениях мир предстает
раздробленным на фрагменты или разобранным на элементы. В ноябре 1913
года кубофутуристическими называет свои работы Малевич в каталоге
выставки «Союза молодежи». В 1912–1913 годах появляется
кубофутуристичная живопись Наталии Гончаровой («Фабрика»).
Левое искусство
Александр Родченко. Вариант обложки журнала
«Леф» (шарж на О. Брика). 1924 год
Весной 1915 года после Выставки картин левых течений в Петрограде
термин «левое искусство» наравне с понятием «футуризм» стал применяться
по отношению к новаторскому искусству. В 1917 году были созданы три
федерации; одна из них называлась «левой» и объединяла большинство
художников-авангардистов. К 1919-му термин меняет свое значение: теперь
так называют беспредметников и пролетарских художников. В начале 1920-х
последние образуют группировку вокруг журнала «Леф».
Линиизм
Александр Родченко. Линейная конструкция № 108. 1920 год
В 1919 году термин изобрел Александр Родченко, обозначив так одно
из течений в беспредметном искусстве. «Ввел и объявил линию как элемент
конструкции и как самостоятельную форму живописи», — писал
он в Манифесте раннего конструктивизма.
Одна из первых систем беспредметной живописи, разработанная Михаилом
Ларионовым. Лучизм, считал Ларионов, должен связать в единой гармонии
видимый материальный мир и мир духовный. Первые лучистские работы
художник создал в 1912 году, и тогда же они были показаны на выставках
«Мира искусства». В 1913 и 1914 годах лучистская живопись Ларионова
экспонировалась на выставках «Мишень» и «Номер 4». Для реалистического
лучизма характерны анималистические сюжеты. Для следующей стадии
лучизма — пневмолучизма — использование других техник (например, вставки
из папье-маше, знаков вроде нот, крестов и проч.).
Ориентализм
Важная часть программы художников раннего авангарда. Влияние
восточного искусства в основном отразилось на теории и манифестах
и привлекало художников авангарда скорее сюжетами и темами, чем
приемами. Важно было само погружение в атмосферу Востока, а не изучение
особенностей искусства. Теоретическое обоснование ориентализма
разработали Михаил Ларионов и Илья Зданевич. И как раз любовь к Востоку
стала поводом к разрыву Ларионова с «Бубновым валетом» — его членов
художник обвинял в подражательном западничестве. Впрочем, к середине
1910-х тема Востока оказалась забыта, а ориентализм исчерпал себя.
Примитивизм
Михаил Ларионов. Весна. Времена года (Новый примитив). 1912 год
Направление раннего русского авангарда (конец 1900-х — начало
1910-х). Среди особенностей примитивизма — инфантильные, детские формы
и пропорции фигур, неуклюжая пластика, имитация любительского рисования,
наивная сказочность. Принципиальную роль здесь играла опора на
национальную традицию, на образцы древнего и народного искусства, прежде
всего икона, лубок, скульптурную архаику. Впервые слово было
использовано поэтом и критиком Сергеем Маковским в статье о выставке
«Голубая роза»: «Они — возвестители того примитивизма, к которому пришла
современная живопись, ища возрождения у самых родников — в творчестве
непосредственном, не обессиленном тяжестью исторического опыта.
<...> Современный сознательный примитивизм, понятый как основная
задача, — последняя победа художнического освобождения». Летом 1907 года
термин также используется в анонсе выставки Бурлюков в Херсоне.
Так в декабре 1915 года Малевич охарактеризовал свои работы,
показанные на «Последней футуристической выставке „0,10“». Его «Черный
квадрат» открыл новое поле опытов — чисто геометрическую беспредметную
форму. В начале 1920 года Малевич уехал преподавать в Витебск, и там
супрематизм становится основой новой педагогики Уновиса — «Утвердителей
нового искусства».
От итальянского futuro — «будущее». Футуризм возник в Италии в 1909
году благодаря Филиппо Томмазо Маринетти и распространился на все
области художественного творчества. Основа футуризма — новый язык
искусства, соответствующий изменившемуся миру. По свидетельству Давида
Бурлюка, русские художники и литераторы начали использовать термин
с 1911 года. Сами футуристы, однако, тогда называли себя будущниками или
будетлянами. Ближе всего к футуризму были группы «Ослиный хвост»
и «Союз молодежи». Особенно популярен в русской живописи футуризм был
до 1914 года.
Источники
Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820–1932).
Справочник. СПб., 1992.
Энциклопедия русского авангарда. Под ред. В. И. Ракитина и А. Д. Сарабьянова. Т. 3. Кн. 1–2.
Комментариев нет:
Отправить комментарий