Аленушка на картине Васнецова сидит вроде бы на фоне обычного
русского пейзажа. Но все его детали усиливают гнетущее чувство: и осина —
дерево, на котором, по преданию, повесился Иуда, и ели, в народных
представлениях тесно связанные с похоронами. Только ласточки над
героиней берегут ее от неверного шага
Героиня картины Васнецова не была задумана как сказочный персонаж. «Не помню точно, когда впервые зародилась у меня «Аленушка», как будто она давно жила в моей голове», — вспоминал художник. Летом 1880 года он, привлеченный творческой атмосферой, царившей в имении меценатов Мамонтовых в подмосковном Абрамцеве, приехал на отдых в соседнюю деревню Ахтырку и увидел в тех местах настоящую, живую «Аленушку», трогательный типаж русской девушки. То была обычная юная крестьянка, чем-то расстроенная. Воодушевленный Васнецов уговорил ее позировать для набросков к картине.
Художник работал над полотном до конца февраля 1881 года. На IX выставке Товарищества передвижников картина была представлена впервые и называлась «Аленушка (Дурочка)». Некоторые критики удивлялись: почему же дурочка? «Лицо ее не выражает психической болезни», — недоумевал журналист «Московских ведомостей» Сергей Флеров. «С характером идиотизма не совладал г. Васнецов», — язвил другой критик. У самого автора героиня вызывала теплые чувства, так что данное художником название не могло быть ни диагнозом, ни насмешкой. Искусствовед Элеонора Пастон объясняет: в народе дурочками называли юродивых и нищих сироток, к которым относились не с презрением, а с жалостью и даже некоторым пиететом, так как считалось, что они ближе к Богу.
Поскольку Васнецов к тому моменту уже прославился картинами на сказочную тему, то и портрет деревенской девушки с подачи критиков вскоре начали ассоциировать с известным фольклорным сюжетом об Аленушке и ее братце Иванушке. Художник не стал возражать, ведь собирательный поэтичный образ русской души, который он хотел уловить, отражен и в народном творчестве. В 1900 году в художественном альбоме с его картинами «Аленушку» подписали цитатой из сборника сказок А.Н. Афанасьева.
1 Девушка. «Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что я прямо ахнул, когда встретился с нею»,
— вспоминал Васнецов о простоволосой крестьянке, с которой писал
«Аленушку». Некоторые черты лица героини художник, по его словам,
«позаимствовал» у дочери Саввы Мамонтова, будущей «девочки с персиками».
Когда Васнецов работал над «Аленушкой», Вере Мамонтовой было 5–6 лет.
2 Водоем. Пруд и ельник написаны Васнецовым с натуры в Ахтырке. На картине нет ни одной сказочной детали, при этом пейзаж отражает настроение девушки почти как в сказке, где вянут цветы, когда героиня заболевает. Художника, чье детство прошло в деревне и чей брат был фольклористом, вдохновляли народные песни и присловья, в которых чувства людей перекликаются с явлениями природы. Водоемы со стоячей водой, по поверьям, были мрачным и зловещим местом, там водилась нечистая сила.
3 Камень. На эскизах героиня сидела на траве, но Васнецов в
итоге поместил девушку на большой камень, и неслучайно. Гнетущее
состояние, тоску означают и известный фразеологизм «камень на сердце», и
целый ряд фольклорных метафор; «Изныло мое сердечушко, закаменело все», — слова народной песни из сборника, составленного братом Васнецова.
4 Осина. Дерево, на котором, по преданию, повесился Иуда, в
народных представлениях и без христианской легенды имело мрачную
«репутацию». Осина с дрожащими листьями и горькой корой, по словам
фольклориста Татьяны Агапкиной, в народных песнях «характеризуется как
«горькая», «бессчастная», «шатучая» и метафорически сопоставляется с
«человеком страдающим».
5 Ельник. Ель в восточнославянском фольклоре — мрачное дерево,
связанное с похоронами (гроб часто делали из ели, могилы обкладывали
еловыми ветками). Есть присловье: «В березняке — веселиться, в ельнике —
удавиться». Темная стена из деревьев за спиной Аленушки — подходящий
фон для ее безрадостных раздумий.
6 Листья. Они уже начали желтеть и опадать с деревьев: наступает осень, печальная пора увядания природы.
7 Одежда. Изорванные крестьянский сарафан и рубашка Аленушки — свидетельство ее бедности.
8 Волосы. Растрепанные, неприбранные волосы — знак
неблагополучия героини либо траура. На первых эскизах Аленушка
светло-русая, но на картине она рыжая. По народным поверьям, такой цвет
волос сулил несчастье или указывал на связь с нечистой силой, так что
рыжеволосый человек мог стать изгоем в деревне.
9 Ласточки. В славянском фольклоре эти птицы
покровительствуют женщинам и девушкам, а также символизируют приход
весны и надежду. Сидя над головой Аленушки, ласточки словно оберегают ее
от неверного шага.
Картина «Аленушка»
173 х 121 см
Годы создания: 1880–1881
Находится в Государственной Третьяковской галерее
173 х 121 см
Годы создания: 1880–1881
Находится в Государственной Третьяковской галерее
Героиня картины Васнецова не была задумана как сказочный персонаж. «Не помню точно, когда впервые зародилась у меня «Аленушка», как будто она давно жила в моей голове», — вспоминал художник. Летом 1880 года он, привлеченный творческой атмосферой, царившей в имении меценатов Мамонтовых в подмосковном Абрамцеве, приехал на отдых в соседнюю деревню Ахтырку и увидел в тех местах настоящую, живую «Аленушку», трогательный типаж русской девушки. То была обычная юная крестьянка, чем-то расстроенная. Воодушевленный Васнецов уговорил ее позировать для набросков к картине.
Художник работал над полотном до конца февраля 1881 года. На IX выставке Товарищества передвижников картина была представлена впервые и называлась «Аленушка (Дурочка)». Некоторые критики удивлялись: почему же дурочка? «Лицо ее не выражает психической болезни», — недоумевал журналист «Московских ведомостей» Сергей Флеров. «С характером идиотизма не совладал г. Васнецов», — язвил другой критик. У самого автора героиня вызывала теплые чувства, так что данное художником название не могло быть ни диагнозом, ни насмешкой. Искусствовед Элеонора Пастон объясняет: в народе дурочками называли юродивых и нищих сироток, к которым относились не с презрением, а с жалостью и даже некоторым пиететом, так как считалось, что они ближе к Богу.
Поскольку Васнецов к тому моменту уже прославился картинами на сказочную тему, то и портрет деревенской девушки с подачи критиков вскоре начали ассоциировать с известным фольклорным сюжетом об Аленушке и ее братце Иванушке. Художник не стал возражать, ведь собирательный поэтичный образ русской души, который он хотел уловить, отражен и в народном творчестве. В 1900 году в художественном альбоме с его картинами «Аленушку» подписали цитатой из сборника сказок А.Н. Афанасьева.
2 Водоем. Пруд и ельник написаны Васнецовым с натуры в Ахтырке. На картине нет ни одной сказочной детали, при этом пейзаж отражает настроение девушки почти как в сказке, где вянут цветы, когда героиня заболевает. Художника, чье детство прошло в деревне и чей брат был фольклористом, вдохновляли народные песни и присловья, в которых чувства людей перекликаются с явлениями природы. Водоемы со стоячей водой, по поверьям, были мрачным и зловещим местом, там водилась нечистая сила.
1848 — Родился в селе Лопьял Вятской губернии в семье священника.
1862–1867 — Учился в Вятской духовной семинарии.
1868–1875 — Учился в Академии художеств в Петербурге.
1877 — Женился на Александре Рязанцевой, девушке из купеческой семьи. В браке родилось пятеро детей.
1878 — Был принят в Товарищество передвижных художественных выставок. Перебрался в Москву, подружился с меценатом Саввой Мамонтовым и его семьей.
1881–1898 — Писал «Богатырей».
1893–1894 — По собственному эскизу построил дом с мастерской в Москве.
1900 — Создал эскиз фасада Третьяковской галереи.
1916–1926 — Написал серию картин по мотивам русских сказок.
1926 — Умер от паралича сердца, похоронен на Введенском кладбище в Москве.
читать источник
1862–1867 — Учился в Вятской духовной семинарии.
1868–1875 — Учился в Академии художеств в Петербурге.
1877 — Женился на Александре Рязанцевой, девушке из купеческой семьи. В браке родилось пятеро детей.
1878 — Был принят в Товарищество передвижных художественных выставок. Перебрался в Москву, подружился с меценатом Саввой Мамонтовым и его семьей.
1881–1898 — Писал «Богатырей».
1893–1894 — По собственному эскизу построил дом с мастерской в Москве.
1900 — Создал эскиз фасада Третьяковской галереи.
1916–1926 — Написал серию картин по мотивам русских сказок.
1926 — Умер от паралича сердца, похоронен на Введенском кладбище в Москве.
читать источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий