"...читать нужно не для того, чтобы понять других, а для того, чтобы понять себя". Эмиль Мишель Чоран

среда, 17 февраля 2016 г.

Семён Мартынов об "Алёнушке" Васнецова

Аленушка на картине Васнецова сидит вроде бы на фоне обычного русского пейзажа. Но все его детали усиливают гнетущее чувство: и осина — дерево, на котором, по преданию, повесился Иуда, и ели, в народных представлениях тесно связанные с похоронами. Только ласточки над героиней берегут ее от неверного шага 

Картина «Аленушка»
173 х 121 см
Годы создания: 1880–1881
Находится в Государственной Третьяковской галерее


Героиня картины Васнецова не была задумана как сказочный персонаж. «Не помню точно, когда впервые зародилась у меня «Аленушка», как будто она давно жила в моей голове», — вспоминал художник. Летом 1880 года он, привлеченный творческой атмосферой, царившей в имении меценатов Мамонтовых в подмосковном Абрамцеве, приехал на отдых в соседнюю деревню Ахтырку и увидел в тех местах настоящую, живую «Аленушку», трогательный типаж русской девушки. То была обычная юная крестьянка, чем-то расстроенная. Воодушевленный Васнецов уговорил ее позировать для набросков к картине.
Художник работал над полотном до конца февраля 1881 года. На IX выставке Товарищества передвижников картина была представлена впервые и называлась «Аленушка (Дурочка)». Некоторые критики удивлялись: почему же дурочка? «Лицо ее не выражает психической болезни», — недоумевал журналист «Московских ведомостей» Сергей Флеров. «С характером идиотизма не совладал г. Васнецов», — язвил другой критик. У самого автора героиня вызывала теплые чувства, так что данное художником название не могло быть ни диагнозом, ни насмешкой. Искусствовед Элеонора Пастон объясняет: в народе дурочками называли юродивых и нищих сироток, к которым относились не с презрением, а с жалостью и даже некоторым пиететом, так как считалось, что они ближе к Богу.

Поскольку Васнецов к тому моменту уже прославился картинами на сказочную тему, то и портрет деревенской девушки с подачи критиков вскоре начали ассоциировать с известным фольклорным сюжетом об Аленушке и ее братце Иванушке. Художник не стал возражать, ведь собирательный поэтичный образ русской души, который он хотел уловить, отражен и в народном творчестве. В 1900 году в художественном альбоме с его картинами «Аленушку» подписали цитатой из сборника сказок А.Н. Афанасьева.


1 Девушка. «Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что я прямо ахнул, когда встретился с нею», — вспоминал Васнецов о простоволосой крестьянке, с которой писал «Аленушку». Некоторые черты лица героини художник, по его словам, «позаимствовал» у дочери Саввы Мамонтова, будущей «девочки с персиками». Когда Васнецов работал над «Аленушкой», Вере Мамонтовой было 5–6 лет.


2 Водоем. Пруд и ельник написаны Васнецовым с натуры в Ахтырке. На картине нет ни одной сказочной детали, при этом пейзаж отражает настроение девушки почти как в сказке, где вянут цветы, когда героиня заболевает. Художника, чье детство прошло в деревне и чей брат был фольклористом, вдохновляли народные песни и присловья, в которых чувства людей перекликаются с явлениями природы. Водоемы со стоячей водой, по поверьям, были мрачным и зловещим местом, там водилась нечистая сила.

3 Камень. На эскизах героиня сидела на траве, но Васнецов в итоге поместил девушку на большой камень, и неслучайно. Гнетущее состояние, тоску означают и известный фразеологизм «камень на сердце», и целый ряд фольклорных метафор; «Изныло мое сердечушко, закаменело все», — слова народной песни из сборника, составленного братом Васнецова.
4 Осина. Дерево, на котором, по преданию, повесился Иуда, в народных представлениях и без христианской легенды имело мрачную «репутацию». Осина с дрожащими листьями и горькой корой, по словам фольклориста Татьяны Агапкиной, в народных песнях «характеризуется как «горькая», «бессчастная», «шатучая» и метафорически сопоставляется с «человеком страдающим».

5 Ельник. Ель в восточнославянском фольклоре — мрачное дерево, связанное с похоронами (гроб часто делали из ели, могилы обкладывали еловыми ветками). Есть присловье: «В березняке — веселиться, в ельнике — удавиться». Темная стена из деревьев за спиной Аленушки — подходящий фон для ее безрадостных раздумий.

6 Листья. Они уже начали желтеть и опадать с деревьев: наступает осень, печальная пора увядания природы.
7 Одежда. Изорванные крестьянский сарафан и рубашка Аленушки — свидетельство ее бедности.

8 Волосы. Растрепанные, неприбранные волосы — знак неблагополучия героини либо траура. На первых эскизах Аленушка светло-русая, но на картине она рыжая. По народным поверьям, такой цвет волос сулил несчастье или указывал на связь с нечистой силой, так что рыжеволосый человек мог стать изгоем в деревне.

9 Ласточки. В славянском фольклоре эти птицы покровительствуют женщинам и девушкам, а также символизируют приход весны и надежду. Сидя над головой Аленушки, ласточки словно оберегают ее от неверного шага.



Художник Виктор Васнецов 
1848 — Родился в селе Лопьял Вятской губернии в семье священника.
1862–1867 — Учился в Вятской духовной семинарии.
1868–1875 — Учился в Академии художеств в Петербурге.
1877 — Женился на Александре Рязанцевой, девушке из купеческой семьи. В браке родилось пятеро детей.
1878 — Был принят в Товарищество передвижных художественных выставок. Перебрался в Москву, подружился с меценатом Саввой Мамонтовым и его семьей.
1881–1898 — Писал «Богатырей».
1893–1894 — По собственному эскизу построил дом с мастерской в Москве.
1900 — Создал эскиз фасада Третьяковской галереи.
1916–1926 — Написал серию картин по мотивам русских сказок.
1926 — Умер от паралича сердца, похоронен на Введенском кладбище в Москве.
читать источник 

Комментариев нет:

Отправить комментарий