"...читать нужно не для того, чтобы понять других, а для того, чтобы понять себя". Эмиль Мишель Чоран

вторник, 12 ноября 2013 г.

Самоидентификация в социальных медиа

Культуролог Галина Зверева о media studies, ценностях среднего класса в Facebook и создании профиля
Когда эксперты обратили свое внимание на изучение социальных медиа? Что подразумевается под этим понятием? И какие ценности с точки зрения исследователей разделяет пользователь Facebook? Об этом рассказывает доктор исторических наук Галина Зверева.
Социальные медиа — это широкое поле разных форм и способов коммуникаций, это коммуникации, которые разворачиваются на разных платформах. Как только исследователи обратили более пристальное внимание на само это поле, они были поражены тем, что то, что они привыкли изучать в других местах, как общество или публичная сфера, выглядит иначе. И здесь те, кого они привыкли изучать, ведут себя иначе, чувствуют себя иначе, говорят по-другому. Эти способы коммуникации очень трудно поддаются изучению привычными научными средствами.
Исследуя явления самопредставления рядовых пользователей, исследователи обратили внимание, что каждый опыт такого представления – это выстраивание или конструирования не только своего профиля, например, на YouTube или на Facebook – это выстраивание своей идентичности.
Или, точнее сказать, непрерывный открытый процесс самоидентификации через рассказ. Рассказ о других, о своем опыте, о своих впечатлениях, своих чувствах, неудачах, о том, как и что они могут сделать для того, чтобы стать лучше, с кем дружить и дружить против кого. Это разные рассказы, в построении которых участвуют другие пользователи. Потому что сами рассказы о себе и о других выстраиваются на открытых медийных подвижных платформах.
Facebook — это место, где встречаются, как многими отмечается, представители среднего класса. Поэтому в российском сегменте огромное внимание уделяется изучению ценностей, поведенческих и речевых практик тех, кто представляет себя в коммуникациях на Facebook. Как только исследователь начинает рассматривать эти ценности, он, как правило, замечает следующее – продвижение нескольких базовых идей. Одна из этих идей – это идея «моей» мобильности как пользователя, как представителя среднего класса. Это идея «моей» креативности, «моей» успешности. И даже «мои» частные страдания или неудачи не могут изменить тот факт, что в жизни «я» остаюсь очень успешным. «Я» в кругу своих друзей. «Я» приверженец всего естественного, натурального, лучшего. «Я» критичен/критична по отношению к государственной власти. К этому «меня» обязывает «моя» позиция. «Я» приверженец высокой культуры, хотя сознаю возможность и необходимость существования массовой культуры. Эти и другие ценности и позиции, высказываемые представителями «среднего» класса, приводят к тому, что у исследователей открывается принципиально новая возможность для изучения того, что такое процесс идентификации.

Галина Зверева, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой Истории и теории культуры РГГУ


Комментариев нет:

Отправить комментарий