"...читать нужно не для того, чтобы понять других, а для того, чтобы понять себя". Эмиль Мишель Чоран

пятница, 14 июня 2013 г.

Занимательное холмсоведение

Анастасия Матвеева

Эта книга не литературоведческое исследование. Она посвящена описанию материальных и социальных примет времени, в котором жил и проводил свои расследования великий сыщик. Это своего рода энциклопедия лондонской жизни того времени. И охватывает практически все ее аспекты: от того, какие матрасы лежали на кроватях Холмса и Ватсона и как миссис Хадсон уничтожала в них клопов, до организации деятельности лондонской полиции, с сыщиками которой неоднократно сотрудничал Холмс. Мы получаем обширное представление о том, на какие реалии он должен был опираться, прибегая к своему дедуктивному методу.


Автор очень дотошно подошел к своей задаче и грамотно использует источники. Рассказывая о полиции, он опирается не только на официальные инструкции для констеблей на дежурстве, но и замечает пометку на коронерском рапорте, которая гласит: «Сомнения врача относительно времени смерти, скорее всего, объясняются тем, что констебль, как всегда, “передал” обнаруженный труп заступающему на дежурство коллеге, чтобы не задерживаться». Эта въедливость позволяет Чернову растолковать, почему на шляпе из «Голубого карбункула» оказались сальные пятна от свечи. Или показать, как Шерлок Холмс вписывается в мир реальных частных детективов, которых было не так уж мало в столице Британии, и что выделяет его из их числа. И объяснить, отчего своими злейшими врагами лондонские констебли считали котов.
Материал книги заставляет нас и в чем-то отойти от устоявшихся представлений. Скажем, миссис Хадсон, по версии Чернова, скорее нестарая вдовушка, чем дама почтенного возраста, знакомая нам по советскому сериалу.
Впрочем, в книге нашлось место и для того, чтобы уличить Конан Дойла в некоторых неточностях. Например, дом, описанный им как тот, где снимал квартиру Холмс, носил номер вовсе не 221-б, а 72.

Чернов Светозар. Бейкер-стрит и окрестности. Эпоха Шерлока Холмса. — М.: Форум, 2012.

Комментариев нет:

Отправить комментарий