Пифагор
У многих людей есть "свое", то есть любимое, счастливое число, и они почти серьезно верят, что это число приносит им удачу.
Нынешние наши суеверия - это отголоски древних представлений о мистической
силе чисел. В племенах, у которых счет ограничивался числами два или три (один,
два; один, два, три), все, что было связано со счетом предметов, превосходящих
два или три, было равносильно понятию "много" или "тьма".
То, что не поддавалось счету, находилось как бы за пределами разума и было
таинственным, наделялось сверхъестественными свойствами, считалось священным.
Суеверных взглядов на числа придерживались и ученые древности, оказавшие
своими открытиями огромное влияние на развитие и становление современной науки.
Так, Пифагор, знаменитый древнегреческий математик, живший в VI веке до нашей
эры, придавал огромное значение магии чисел. Он утверждал, что числа лежат в
основе всего существующего, что источником гармонии мира являются числовые
соотношения, а мир построен на силе чисел. "Вещи - суть копии чисел, числа
- начала вещей", - говорил Пифагор.
Приписывал загадочные свойства числам и другой математик Древней Греции -
Никомах, живший в конце I века нашей эры. Он положил начало теории чисел,
создал учение о простых, составных числах, о пропорциях. И в то же время был
серьезно убежден, что единица - это разум, добро, гармония, счастье и в то же
время материя, тьма, хаос. Она соединяет в себе четное с нечетным и женское с
мужским. Два - начало неравенства, противоречия, оно есть мнение, ибо во мнении
встречается истина с ложью. Три - это первое настоящее число, так как оно имеет
начало, середину и конец, и поэтому оно есть число "совершенное". И
так далее.
Один из основателей алгебры Михаил Штифель (1486-1567) и изобретатель
логарифмов Джон Непер (1550-1617) свято верили в числовую мистику. (Подробнее
см. "Наука и жизнь" № 9, 1964 г., № 8, 1968 г.).
***
Каким же числам приписывалось "магическое" значение? Тот, кто
решит перечислить все (и применительно ко всем мировым культурам), пожалуй,
придет к выводу, что нет числа, за которым не тянулся бы шлейф предрассудков.
Более того, в одних странах и в одно время некое число могло считаться
"счастливым", а в других странах и в другое время -
"роковым". Злополучная чертова дюжина - тринадцать - еще древними
греками была "нелюбима". Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) в поэме
"Труды и дни" - своеобразном наставлении по сельскому хозяйству -
предостерегал крестьян начинать посев тринадцатого числа во избежание неурожая.
В вавилонском високосном году был високосный месяц, которому присвоили знак
"ворон несчастья".
Но в индийском Пантеоне насчитывается тринадцать Будд. Столько же
мистических дисков на китайских и индийских пагодах. В Японии в храме Артеуса
находится священная сабля с тринадцатью предметами таинств, образующими ее
рукоятку.
В конце Х века в Новгороде был сооружен деревянный собор святой Софии
"о тринадцати верхах". В первой половине ХI века храм сгорел. Но
необычное "тринадцатиглавие" получило распространение и в каменных
постройках позднейших времен. В частности - в киевской Софии. Как видим, наши
предки не разделяли мистического страха перед числом тринадцать.
С точки зрения современного человека, числа возникли как единицы счета - в
связи с необходимостью упорядочить окружающий мир. Для ученого древности или
средневековья подобное высказывание прозвучало бы как тяжкое богохульство.
Именно в религиях народов мира мы сталкиваемся с сакральной значимостью чисел.
Например, со "священностью" числа три.
***
В христианстве возведено в догму представление о Пресвятой Троице - о
едином Боге, выступающем в трех лицах (ипостасях), и совершаются почти все
церковные обряды и ритуалы: трехперстное сложение пальцев правой руки при
крестном знамении, трехкратное погружение при таинстве крещения, трехкратное
целование при встречах и провожаниях. Чтобы защитить покойника от злых духов, у
его изголовья зажигают три свечи.
В античном мире идей мы сталкиваемся с трехликостью или тремя ипостасями
женских мифологических персонажей (три грации, горы, горгоны, эринии). В
буддизме понимание познания воспринимается как трикайа
("трехтельность"). Кроме того, есть символ трех драгоценностей
(тритарна) и три признака буддизма - трилакшна.
Подобных примеров множество и в других религиозных учениях. Да и не только
в них. Число три - одно из самых "популярных" в фольклоре. Вспомните:
три сына у мужика или три дочери у царя, три задания сказочных героев, три
головы у змея, за тридевять земель в тридевятое царство отправляются три
богатыря.
В народе говорят: "Бог Троицу любит", "Без Троицы дом не
строится", "Троица перстов крест кладет". А
"треклятым" называют человека, как бы проклятого всеми земными и
небесными силами.
Хороший работник трудится за троих, могучее дерево в три обхвата, в трех
соснах можно заблудиться, а наврать с три короба; беда или болезнь может
согнуть в три погибели, а от страха в глазах троится.
Символика числа четыре почти не уступает числу три: четыре времени года,
четыре реки рая, четыре темперамента, четыре части света, четыре евангелиста,
четыре великих пророка (Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил), четыре учителя
церкви на Западе, четыре благородные истины в буддизме, четыре искусства в
Древнем Китае символизировали книга, картина, гитара и шахматная доска. И так
далее.
***
Все народы мира начинали считать на пальцах, поэтому понятно, почему числа
пять и десять имели большой символический смысл.
Мистическое значение числа пять особенно подчеркивалось в пентаграмме -
пятиконечной звезде. Ныне этот символ присутствует на флагах и гербах многих
государств, а в средние века считался отпечатком копыта дьявола, стопы лешего,
домового и прочей нечисти. Если одна из вершин звезды указывала вверх, то в ней
усматривали человека (голова, ноги, руки). Перевернутая звезда считалась знаком
черной магии.
Число пять значимо в христианстве: в Ветхом завете - Пятикнижие; Иисус
накормил пятью хлебами 4000 человек; пять ран Христовых многократно запечатлены
в живописи и скульптуре.
В Древнем Китае числом пять исчислялись страны света (включая середину или
центр). Оно считалось особенно счастливым и священным.
Русская народная речь число пять чаще всего связывает с пальцами - с
пятерней: "Знай свое дело, как свои пять пальцев", "Не хвались
родней, а хвались пятерней". Но это же число мы употребляем для
обозначения чего-то лишнего, ненужного: "пятое колесо к телеге",
"собаке пятая нога".
Считать людей и дела десятками привыкли и мы: человек не трусливого, не
робкого или, наоборот, не храброго десятка; не спешная работа - дело десятое.
Добавим сюда производственные совещания, которые мы называем пятиминутками или
десятиминутками, хотя длятся они порой часами.
***
Мистическими свойствами с древнейших времен наделяется число семь.
Объясняется это тем, что в Древнем Вавилоне люди наблюдали на ночном небе семь
подвижных планет (от греческого "планэтес" - блуждающий), которые
якобы вращаются вокруг Земли: это Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера
и Сатурн. Вавилоняне обожествляли их и полагали, что семь богов, поселившихся
на планетах, управляют судьбами людей и народов. С числом этих небесных тел,
по-видимому, связано происхождение семидневной недели лунного месяца. Так как
Луна на небосклоне видна в течение 28 суток, то этот период делился на четыре
фазы по семь суток. Для арабов, ассирийцев, евреев это число было клятвенным.
Число семь часто встречается в Библии. В религии древних персов - парсизме
- почитались семь "бессмертных святых", высших духов. В Древнем Китае
жизнь женщины делилась на циклы по семь лет, а на седьмой день седьмого месяца
устраивался большой праздник молодых женщин и девушек.
Семиричный ряд был важен и во времена средневековья: семь таинств, семь
смертных грехов, семь недель Великого поста, семь просьб в "Отче
наш". Поговорка "злая ведьма семерка" означала сварливую
супругу. На старых игральных картах на семерке изображался черт, и эта карта
могла побивать другие.
Для жителей США, Китая и некоторых стран Востока число семь считается
счастливым, означает благосостояние, стабильность и благополучие. Поэтому там
стремятся ездить на автомашинах, летать на самолетах, жить в домах, квартирах и
на этажах, в номерах которых имеется цифра 7. Некоторые американские космонавты
в качестве счастливых символов включали в название своих кораблей эту цифру
("Сигма-7", "Аврора-7", "Фейт-7" и др.). У
французов есть клятва: "Крепко как семь".
Число семь мы сами часто употребляем в пословицах и поговорках. "Семь
пядей во лбу" - скажем мы об умном человеке, о лодыре и необязательном
человеке - "семь пятниц на неделе"; оправдаем себя: "и праведник
семижды в день падает (или согрешает)"; возьмемся за рискованное
мероприятие: "семь бед - один ответ"; а когда нам хорошо, находимся
"на седьмом небе". Опытный человек из семи печей хлебы едал; у семи
нянек дитя без глаза; кто каков, народ видит сквозь семь стен; лиса семерых
волков проведет; чем семерых посылать, лучше самому побывать; при семи дорогах
восемь улиц; семеро одного не ждут; дальний родственник - седьмая вода на
киселе.
***
Среди однозначных чисел мы не найдем ни одного "просто числа",
которому не приписывались бы магические свойства. Но многие двузначные, да и
вообще многозначные числа тоже не обошла эта участь. Например, пятидесятница -
Троица отмечается на 50-й день после Пасхи; семьдесят входит в понятие
"Септуагинта" - древнейший перевод Ветхого завета на греческий язык.
У индусов была (воспринятая от халдеев) "особая любовь" к очень
большим числам: в мифологии индусов говорится о существовании 24000 биллионов
богов; Будда имел 600000 миллионов сыновей и мог перечислить все числа от 1 до
1054, то есть числа с 54 нулями.
***
Не только знание магических чисел, но и стремление вывести, рассчитать
какое-то судьбоносное число (конец мира, например) было распространено в
прежние времена, да и сейчас "кормит" астрологию и нумерологию.
Особое значение придается тайне дня рождения и тайне имени. Для этого
составлены таблицы, где каждой букве имени и дню рождения соответствует
определенное число. Сумма, полученная в результате сложения этих чисел,
переводится в однозначное число от 1 до 9, которое и считается сущностью имени.
То есть ему "соответствуют" какие-то свойства характера и им
определяется судьба человека.
Конечно, ни гороскопы, ни тайны дня рождения и имени, ни злополучные числа
три, семь и другие не могут оказать влияния на судьбу, характер и деятельность
человека, верящего в свои способности. Но эти и подобные факторы у суеверного
человека создают дополнительные эмоции, которые в одном случае прибавляют ему
энергии и силы, придают большую уверенность в достижении поставленной цели,
приносят некоторую радость, но в другом - подавляют волю, вызывают чувство
страха, боязни, неуверенности и бесполезности борьбы с жизненными невзгодами.
Широкая реклама астрологических прогнозов, услуг всяческих колдунов, чародеев,
гадалок создает благодатную почву для "выращивания" суеверий.
Подробности для любознательных
СОРОК СОРОКОВ - ОЧЕНЬ МНОГО
В счете предметов в ряду числительных в русском языке число сорок стоит
особняком. Десять, двадцать (от более древнего "два десять"),
тридцать, и вдруг логический ряд нарушается, вместо "четырдесять"
появляется сорок и снова: пятьдесят, шестьдесят и так далее. Почему? Дело в
том, что на Руси когда-то число сорок было счетной единицей. Считали сороками
дорогие звериные шкурки.
Царская казна была богата мехами, поступавшими в нее в виде "податей с
сибирских и других инородцев". Первая оценка шкурок делалась в Сибири, в
Москве их переоценивали и комплектовали в новые сорока. В подарки иностранным
государям, а также при отправлении посольств в другие державы брались меха из
лучших сороков.
Русские меховые сорока стали особенно знамениты после подарка царя Федора
Иоанновича (1557-1598) цесарю Рудольфу. Щедрое пособие на ведение войны с
турками удивило всю Вену и поставило в тупик при оценке присланных мехов.
Возможно, обычай
считать сороками возник оттого, что на кафтан шло четыре десятка полных
шкур. В этимологических словарях указано, что слово "сорок"
родственно "сорочке" и, видимо, означало мешок, куда помещалось 40
шкурок.
За верную службу в награду из царской казны выдавали шкуры сороками,
полусороками, четвертьсороками. "Дороги твои сорок соболей, а на
правду-матку и цены нет" - говорили в старину.
Таким образом, общеславянское числительное "четыре десяте" было
вытеснено словом сорок, которое заняло прочное место в счете предметов.
Число сорок также обозначало "довольно много". Считалось, что в
Москве сорок сороков церквей, то есть очень много. Говорят: "Продли ему
век на сорок сороков", "Уж сорок лет, как правды нет",
"Если сорок родов породнятся, им врагов не бояться", "Свой глаз
зорок, не надо и сорок".
Число сорок особо выделяется в православном обряде погребения. По
религиозным представлениям, два дня после смерти человека душа его находится
около тела, на Земле, ищет себе место. На третий день она покидает тело и
возносится на небеса и в течение шести дней наблюдает обители святых и красоту
рая. Она созерцает жизнь и радости праведных, забывает скорбь, которую
чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Затем тридцать дней душа
подвергается мытарствам в аду, наблюдает за мучениями грешников. И на сороковой
день предстает перед Всевышним Судьей, подвергается Божьему Суду, где подробно
разбираются все ее грехи и определяется место ее вечного пребывания: в раю
небесном или в аду. В глубокой древности плач по умершему продолжался в течение
сорока дней (сорокоуст). На сороковой день справляются большие поминки. По
поверью, душа покойника в этот день последний раз сидит за столом, поэтому на
стол для нее выставляется тарелка с едой и кладется ложка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий