"...читать нужно не для того, чтобы понять других, а для того, чтобы понять себя". Эмиль Мишель Чоран

среда, 26 февраля 2020 г.

Е.Багаев «Не числом, а уменьем»

Пифагор
Суеверия, связанные с числами, пожалуй, одни из самых живучих и распространенных. Человек, не верящий ни в какие приметы, все-таки стукнет три раза по столу, "чтобы не сглазить", или трижды плюнет через плечо. Если у нас случается неприятность тринадцатого числа в понедельник, то мы быстро находим ей оправдание: чего хорошего ждать в такой день. Из-за страха перед числом 13 в Англии и США в некоторых гостиницах отсутствуют комнаты с номером 13, лифт не останавливается на 13-м этаже, потому что он в нумерации попросту пропущен; нет таких маршрутов городского транспорта, а на авиалиниях большинства зарубежных стран самолеты до недавнего времени не имели бортового номера 13. Спортсмены избегают ставить этот номер на своих футболках.
У многих людей есть "свое", то есть любимое, счастливое число, и они почти серьезно верят, что это число приносит им удачу.

Нынешние наши суеверия - это отголоски древних представлений о мистической силе чисел. В племенах, у которых счет ограничивался числами два или три (один, два; один, два, три), все, что было связано со счетом предметов, превосходящих два или три, было равносильно понятию "много" или "тьма". То, что не поддавалось счету, находилось как бы за пределами разума и было таинственным, наделялось сверхъестественными свойствами, считалось священным.
Суеверных взглядов на числа придерживались и ученые древности, оказавшие своими открытиями огромное влияние на развитие и становление современной науки. Так, Пифагор, знаменитый древнегреческий математик, живший в VI веке до нашей эры, придавал огромное значение магии чисел. Он утверждал, что числа лежат в основе всего существующего, что источником гармонии мира являются числовые соотношения, а мир построен на силе чисел. "Вещи - суть копии чисел, числа - начала вещей", - говорил Пифагор.

Приписывал загадочные свойства числам и другой математик Древней Греции - Никомах, живший в конце I века нашей эры. Он положил начало теории чисел, создал учение о простых, составных числах, о пропорциях. И в то же время был серьезно убежден, что единица - это разум, добро, гармония, счастье и в то же время материя, тьма, хаос. Она соединяет в себе четное с нечетным и женское с мужским. Два - начало неравенства, противоречия, оно есть мнение, ибо во мнении встречается истина с ложью. Три - это первое настоящее число, так как оно имеет начало, середину и конец, и поэтому оно есть число "совершенное". И так далее.
Один из основателей алгебры Михаил Штифель (1486-1567) и изобретатель логарифмов Джон Непер (1550-1617) свято верили в числовую мистику. (Подробнее см. "Наука и жизнь" № 9, 1964 г., № 8, 1968 г.).
***
Каким же числам приписывалось "магическое" значение? Тот, кто решит перечислить все (и применительно ко всем мировым культурам), пожалуй, придет к выводу, что нет числа, за которым не тянулся бы шлейф предрассудков. Более того, в одних странах и в одно время некое число могло считаться "счастливым", а в других странах и в другое время - "роковым". Злополучная чертова дюжина - тринадцать - еще древними греками была "нелюбима". Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) в поэме "Труды и дни" - своеобразном наставлении по сельскому хозяйству - предостерегал крестьян начинать посев тринадцатого числа во избежание неурожая. В вавилонском високосном году был високосный месяц, которому присвоили знак "ворон несчастья".
Но в индийском Пантеоне насчитывается тринадцать Будд. Столько же мистических дисков на китайских и индийских пагодах. В Японии в храме Артеуса находится священная сабля с тринадцатью предметами таинств, образующими ее рукоятку.
В конце Х века в Новгороде был сооружен деревянный собор святой Софии "о тринадцати верхах". В первой половине ХI века храм сгорел. Но необычное "тринадцатиглавие" получило распространение и в каменных постройках позднейших времен. В частности - в киевской Софии. Как видим, наши предки не разделяли мистического страха перед числом тринадцать.
С точки зрения современного человека, числа возникли как единицы счета - в связи с необходимостью упорядочить окружающий мир. Для ученого древности или средневековья подобное высказывание прозвучало бы как тяжкое богохульство. Именно в религиях народов мира мы сталкиваемся с сакральной значимостью чисел. Например, со "священностью" числа три.
***
В христианстве возведено в догму представление о Пресвятой Троице - о едином Боге, выступающем в трех лицах (ипостасях), и совершаются почти все церковные обряды и ритуалы: трехперстное сложение пальцев правой руки при крестном знамении, трехкратное погружение при таинстве крещения, трехкратное целование при встречах и провожаниях. Чтобы защитить покойника от злых духов, у его изголовья зажигают три свечи.
В античном мире идей мы сталкиваемся с трехликостью или тремя ипостасями женских мифологических персонажей (три грации, горы, горгоны, эринии). В буддизме понимание познания воспринимается как трикайа ("трехтельность"). Кроме того, есть символ трех драгоценностей (тритарна) и три признака буддизма - трилакшна.
Подобных примеров множество и в других религиозных учениях. Да и не только в них. Число три - одно из самых "популярных" в фольклоре. Вспомните: три сына у мужика или три дочери у царя, три задания сказочных героев, три головы у змея, за тридевять земель в тридевятое царство отправляются три богатыря.
В народе говорят: "Бог Троицу любит", "Без Троицы дом не строится", "Троица перстов крест кладет". А "треклятым" называют человека, как бы проклятого всеми земными и небесными силами.
Хороший работник трудится за троих, могучее дерево в три обхвата, в трех соснах можно заблудиться, а наврать с три короба; беда или болезнь может согнуть в три погибели, а от страха в глазах троится.
Символика числа четыре почти не уступает числу три: четыре времени года, четыре реки рая, четыре темперамента, четыре части света, четыре евангелиста, четыре великих пророка (Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил), четыре учителя церкви на Западе, четыре благородные истины в буддизме, четыре искусства в Древнем Китае символизировали книга, картина, гитара и шахматная доска. И так далее.
***
Все народы мира начинали считать на пальцах, поэтому понятно, почему числа пять и десять имели большой символический смысл.
Мистическое значение числа пять особенно подчеркивалось в пентаграмме - пятиконечной звезде. Ныне этот символ присутствует на флагах и гербах многих государств, а в средние века считался отпечатком копыта дьявола, стопы лешего, домового и прочей нечисти. Если одна из вершин звезды указывала вверх, то в ней усматривали человека (голова, ноги, руки). Перевернутая звезда считалась знаком черной магии.
Число пять значимо в христианстве: в Ветхом завете - Пятикнижие; Иисус накормил пятью хлебами 4000 человек; пять ран Христовых многократно запечатлены в живописи и скульптуре.
В Древнем Китае числом пять исчислялись страны света (включая середину или центр). Оно считалось особенно счастливым и священным.
Русская народная речь число пять чаще всего связывает с пальцами - с пятерней: "Знай свое дело, как свои пять пальцев", "Не хвались родней, а хвались пятерней". Но это же число мы употребляем для обозначения чего-то лишнего, ненужного: "пятое колесо к телеге", "собаке пятая нога".
Считать людей и дела десятками привыкли и мы: человек не трусливого, не робкого или, наоборот, не храброго десятка; не спешная работа - дело десятое. Добавим сюда производственные совещания, которые мы называем пятиминутками или десятиминутками, хотя длятся они порой часами.
***
Мистическими свойствами с древнейших времен наделяется число семь. Объясняется это тем, что в Древнем Вавилоне люди наблюдали на ночном небе семь подвижных планет (от греческого "планэтес" - блуждающий), которые якобы вращаются вокруг Земли: это Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн. Вавилоняне обожествляли их и полагали, что семь богов, поселившихся на планетах, управляют судьбами людей и народов. С числом этих небесных тел, по-видимому, связано происхождение семидневной недели лунного месяца. Так как Луна на небосклоне видна в течение 28 суток, то этот период делился на четыре фазы по семь суток. Для арабов, ассирийцев, евреев это число было клятвенным.
Число семь часто встречается в Библии. В религии древних персов - парсизме - почитались семь "бессмертных святых", высших духов. В Древнем Китае жизнь женщины делилась на циклы по семь лет, а на седьмой день седьмого месяца устраивался большой праздник молодых женщин и девушек.
Семиричный ряд был важен и во времена средневековья: семь таинств, семь смертных грехов, семь недель Великого поста, семь просьб в "Отче наш". Поговорка "злая ведьма семерка" означала сварливую супругу. На старых игральных картах на семерке изображался черт, и эта карта могла побивать другие.
Для жителей США, Китая и некоторых стран Востока число семь считается счастливым, означает благосостояние, стабильность и благополучие. Поэтому там стремятся ездить на автомашинах, летать на самолетах, жить в домах, квартирах и на этажах, в номерах которых имеется цифра 7. Некоторые американские космонавты в качестве счастливых символов включали в название своих кораблей эту цифру ("Сигма-7", "Аврора-7", "Фейт-7" и др.). У французов есть клятва: "Крепко как семь".
Число семь мы сами часто употребляем в пословицах и поговорках. "Семь пядей во лбу" - скажем мы об умном человеке, о лодыре и необязательном человеке - "семь пятниц на неделе"; оправдаем себя: "и праведник семижды в день падает (или согрешает)"; возьмемся за рискованное мероприятие: "семь бед - один ответ"; а когда нам хорошо, находимся "на седьмом небе". Опытный человек из семи печей хлебы едал; у семи нянек дитя без глаза; кто каков, народ видит сквозь семь стен; лиса семерых волков проведет; чем семерых посылать, лучше самому побывать; при семи дорогах восемь улиц; семеро одного не ждут; дальний родственник - седьмая вода на киселе.
***
Среди однозначных чисел мы не найдем ни одного "просто числа", которому не приписывались бы магические свойства. Но многие двузначные, да и вообще многозначные числа тоже не обошла эта участь. Например, пятидесятница - Троица отмечается на 50-й день после Пасхи; семьдесят входит в понятие "Септуагинта" - древнейший перевод Ветхого завета на греческий язык.
У индусов была (воспринятая от халдеев) "особая любовь" к очень большим числам: в мифологии индусов говорится о существовании 24000 биллионов богов; Будда имел 600000 миллионов сыновей и мог перечислить все числа от 1 до 1054, то есть числа с 54 нулями.
***
Не только знание магических чисел, но и стремление вывести, рассчитать какое-то судьбоносное число (конец мира, например) было распространено в прежние времена, да и сейчас "кормит" астрологию и нумерологию.
Особое значение придается тайне дня рождения и тайне имени. Для этого составлены таблицы, где каждой букве имени и дню рождения соответствует определенное число. Сумма, полученная в результате сложения этих чисел, переводится в однозначное число от 1 до 9, которое и считается сущностью имени. То есть ему "соответствуют" какие-то свойства характера и им определяется судьба человека.
Конечно, ни гороскопы, ни тайны дня рождения и имени, ни злополучные числа три, семь и другие не могут оказать влияния на судьбу, характер и деятельность человека, верящего в свои способности. Но эти и подобные факторы у суеверного человека создают дополнительные эмоции, которые в одном случае прибавляют ему энергии и силы, придают большую уверенность в достижении поставленной цели, приносят некоторую радость, но в другом - подавляют волю, вызывают чувство страха, боязни, неуверенности и бесполезности борьбы с жизненными невзгодами. Широкая реклама астрологических прогнозов, услуг всяческих колдунов, чародеев, гадалок создает благодатную почву для "выращивания" суеверий.
Подробности для любознательных
СОРОК СОРОКОВ - ОЧЕНЬ МНОГО
В счете предметов в ряду числительных в русском языке число сорок стоит особняком. Десять, двадцать (от более древнего "два десять"), тридцать, и вдруг логический ряд нарушается, вместо "четырдесять" появляется сорок и снова: пятьдесят, шестьдесят и так далее. Почему? Дело в том, что на Руси когда-то число сорок было счетной единицей. Считали сороками дорогие звериные шкурки.
Царская казна была богата мехами, поступавшими в нее в виде "податей с сибирских и других инородцев". Первая оценка шкурок делалась в Сибири, в Москве их переоценивали и комплектовали в новые сорока. В подарки иностранным государям, а также при отправлении посольств в другие державы брались меха из лучших сороков.
Русские меховые сорока стали особенно знамениты после подарка царя Федора Иоанновича (1557-1598) цесарю Рудольфу. Щедрое пособие на ведение войны с турками удивило всю Вену и поставило в тупик при оценке присланных мехов.
Возможно, обычай
считать сороками возник оттого, что на кафтан шло четыре десятка полных шкур. В этимологических словарях указано, что слово "сорок" родственно "сорочке" и, видимо, означало мешок, куда помещалось 40 шкурок.
За верную службу в награду из царской казны выдавали шкуры сороками, полусороками, четвертьсороками. "Дороги твои сорок соболей, а на правду-матку и цены нет" - говорили в старину.
Таким образом, общеславянское числительное "четыре десяте" было вытеснено словом сорок, которое заняло прочное место в счете предметов.
Число сорок также обозначало "довольно много". Считалось, что в Москве сорок сороков церквей, то есть очень много. Говорят: "Продли ему век на сорок сороков", "Уж сорок лет, как правды нет", "Если сорок родов породнятся, им врагов не бояться", "Свой глаз зорок, не надо и сорок".
Число сорок особо выделяется в православном обряде погребения. По религиозным представлениям, два дня после смерти человека душа его находится около тела, на Земле, ищет себе место. На третий день она покидает тело и возносится на небеса и в течение шести дней наблюдает обители святых и красоту рая. Она созерцает жизнь и радости праведных, забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Затем тридцать дней душа подвергается мытарствам в аду, наблюдает за мучениями грешников. И на сороковой день предстает перед Всевышним Судьей, подвергается Божьему Суду, где подробно разбираются все ее грехи и определяется место ее вечного пребывания: в раю небесном или в аду. В глубокой древности плач по умершему продолжался в течение сорока дней (сорокоуст). На сороковой день справляются большие поминки. По поверью, душа покойника в этот день последний раз сидит за столом, поэтому на стол для нее выставляется тарелка с едой и кладется ложка. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий