картина В.С.Герасимова "Церковь Покрова на Нерли"
1165. Поселок Боголюбово, Суздальский район Владимирской области
1165. Поселок Боголюбово, Суздальский район Владимирской области
Мировую славу
получила небольшая однокупольная церковь,
находящаяся на Владимирской земле, в полутора
километрах от села Боголюбова, на месте впадения
реки Нерли в Клязьму — храм Покрова Пресвятой
Богородицы.
Построенная в 1165 г. безымянными
мастерами по велению святого благоверного князя
Андрея Боголюбского, белокаменная загородная
церковь простояла в «водных вратах» бывшего
Владимирского княжества около девяти веков и
получила признание как выдающийся архитектурный
памятник владимиро-суздальской школы, символ
древнерусского зодчества и шедевр мировой
архитектуры.
Знакомя школьников с этим памятником
русской культуры, прежде чем говорить о его
архитектуре, следует рассказать об истории его
создания.
Строительство храма связано с двумя
событиями личного и общественно-церковного
значения. Церковь была возведена в память о сыне
князя Андрея, юном княжиче Изяславе, погибшем в
сражении с волжскими булгарами, в честь
праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Праздник посвящен событию, произошедшему в
Византии, он связан с чудом явления во
Влахернском храме Божией Матери с покровом в
руках, который символизировал ее особенное
покровительство христианскому миру, ее
заступничество перед наступающим на
Константинополь неприятелем. В храме
сохранилась память о дивном явлении там
Богоматери, но греческая церковь такого
праздника не учредила.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы
стал национальным на Русской земле и одним из
самых почитаемых в русском народе, а установлено
празднование было именно властью владимирского
князя Андрея и епископом, даже без согласования с
киевским митрополитом. Создание храма в память
об этом событии явилось актом церковного
признания этого праздника и одновременно
утверждения его в жизни народа средствами
монументального зодчества.
Энергичный князь развернул
грандиозное строительство в княжестве, которое
стало именоваться Владимиро-Суздальским. За
восемь лет своего правления Андрей Боголюбский
построил больше каменных храмов, чем его отец
князь Юрий Долгорукий за тридцатидвухлетнее
правление. Церковь Покрова на Нерли вошла в
комплекс боголюбской резиденции князя Андрея и
стала первым на Руси храмом, посвященным
празднику Покрова Пресвятой Богородицы.
Строительство храма в честь праздника,
символизирующего особое покровительство
Владычицы Небесной, призвано было утверждать
идею небесного покровительства Владимирской
земле и князю Андрею, особо отмеченному
благодатью Божией через явление ему в Боголюбове
Божией Матери, запечатленное на так называемой
Боголюбской иконе.
Прекрасная белокаменная чудо-церковь
одиноко, как бы задумчиво-печально возвышающаяся
над просторами владимирских равнин, навсегда
запечатлела память о юном воине, сыне князя
Андрея, пребывающем на небесах. Поднимаясь в
бесконечное небо, белоснежный стройный силуэт
отражается в зеркальной глади неширокой речки,
смягчая впечатление одиночества, рассеивая
грусть, внося ноты тихой радости и гармонии,
напоминая о вечности Завета между Богом и людьми.
Белокаменный одноглавый храм
крестово-купольного типа отличается
удивительной гармонией пропорций и изяществом
украшений. Над поймой реки храм возвышается на
искусственном холме, насыпанном на заливном лугу
и облицованном камнем (известковыми плитами).
Традиционно в представлении наших
предков устремленное ввысь сооружение
связывалось с идеей заступничества всемогущих
божественных сил, а купол символизировал единого
Бога.
Храм Покрова невелик: высота внутри до
навершия купола — 20,5 м, сторона подкупольного
квадрата — 3,10 м, что гораздо меньше другого
знаменитого владимирского строения —
Успенского собора.
Поток вертикальных линий, усиленный
колонками, ритмом колончатого пояса, вытянутыми
окнами и аркатурой главки, создает иллюзию
невесомости, парения церкви над зеркальной
гладью вод летом и бескрайними снежными
просторами — зимой.
Каменная резьба средней закомары западного фасада
Верхние участки прясел (стен)
заглублены больше, чем нижние, что усиливает
ощущение устойчивости нижней части здания и
легкости, воздушности ее верхней части.
Раскопки, проведенные под
руководством Н.Н. Воронина, позволили установить,
что храм Покрова на Нерли был с трех сторон
окружен открытой аркадой, на которой
располагалось гульбище.
Центричность композиции как
характерная особенность храма основана на
выделении средних осей фасадов, которые (кроме
восточного) имеют в центральном прясле развитый
перспективный портал.
Над порталами в полукружиях закомар
располагаются одинаковые по сюжету рельефы,
представляя иносказательный гимн библейскому
царю, чей образ созвучен личности самого князя
Андрея, его горячей любви к Богу. Выше всех
изображений здесь восседает царь-псалмопевец
Давид с поднятой правой рукой. Ниже, в боковых
пряслах, помещены фантастические чудища —
грифоны, олицетворяющие охранительные духовные
силы. Они повернуты к царю Давиду и словно бы
внемлют ему. Под грифонами находятся также
повернувшиеся к царю Давиду львы, которые
традиционно символизируют власть, силу. Ниже
следует пояс, состоящий из женских масок,
представляющих загадку для исследователей.
Некоторые ученые связывают эти образы с
постоянным оберегающим присутствием Богородицы,
пребывающей в юном возрасте, до обручения с
праведным Иосифом.
Колончатый пояс
Храм Покрова сохранил белизну своих
каменных одежд, отсутствие живописи на стенах
придает гармоничность, одухотворенность и
целостность этому архитектурно-поэтическому
произведению владимирских зодчих.
Церковь хорошо сохранилась, став
идеальным воплощением канона трехапсидного
крестово-купольного православного храма и
является одним из любимейших храмов России. По
решению ЮНЕСКО храм Покрова на Нерли включен в
список Всемирного наследия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий