"...читать нужно не для того, чтобы понять других, а для того, чтобы понять себя". Эмиль Мишель Чоран

суббота, 26 марта 2016 г.

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА НА НЕРЛИ. Материалы к сочинению-описанию

картина В.С.Герасимова "Церковь Покрова на Нерли"

1165. Поселок Боголюбово, Суздальский район Владимирской области

Мировую славу получила небольшая однокупольная церковь, находящаяся на Владимирской земле, в полутора километрах от села Боголюбова, на месте впадения реки Нерли в Клязьму — храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Построенная в 1165 г. безымянными мастерами по велению святого благоверного князя Андрея Боголюбского, белокаменная загородная церковь простояла в «водных вратах» бывшего Владимирского княжества около девяти веков и получила признание как выдающийся архитектурный памятник владимиро-суздальской школы, символ древнерусского зодчества и шедевр мировой архитектуры.

Знакомя школьников с этим памятником русской культуры, прежде чем говорить о его архитектуре, следует рассказать об истории его создания.

Строительство храма связано с двумя событиями личного и общественно-церковного значения. Церковь была возведена в память о сыне князя Андрея, юном княжиче Изяславе, погибшем в сражении с волжскими булгарами, в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Праздник посвящен событию, произошедшему в Византии, он связан с чудом явления во Влахернском храме Божией Матери с покровом в руках, который символизировал ее особенное покровительство христианскому миру, ее заступничество перед наступающим на Константинополь неприятелем. В храме сохранилась память о дивном явлении там Богоматери, но греческая церковь такого праздника не учредила.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы стал национальным на Русской земле и одним из самых почитаемых в русском народе, а установлено празднование было именно властью владимирского князя Андрея и епископом, даже без согласования с киевским митрополитом. Создание храма в память об этом событии явилось актом церковного признания этого праздника и одновременно утверждения его в жизни народа средствами монументального зодчества.

Энергичный князь развернул грандиозное строительство в княжестве, которое стало именоваться Владимиро-Суздальским. За восемь лет своего правления Андрей Боголюбский построил больше каменных храмов, чем его отец князь Юрий Долгорукий за тридцатидвухлетнее правление. Церковь Покрова на Нерли вошла в комплекс боголюбской резиденции князя Андрея и стала первым на Руси храмом, посвященным празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Строительство храма в честь праздника, символизирующего особое покровительство Владычицы Небесной, призвано было утверждать идею небесного покровительства Владимирской земле и князю Андрею, особо отмеченному благодатью Божией через явление ему в Боголюбове Божией Матери, запечатленное на так называемой Боголюбской иконе.

Прекрасная белокаменная чудо-церковь одиноко, как бы задумчиво-печально возвышающаяся над просторами владимирских равнин, навсегда запечатлела память о юном воине, сыне князя Андрея, пребывающем на небесах. Поднимаясь в бесконечное небо, белоснежный стройный силуэт отражается в зеркальной глади неширокой речки, смягчая впечатление одиночества, рассеивая грусть, внося ноты тихой радости и гармонии, напоминая о вечности Завета между Богом и людьми.

Белокаменный одноглавый храм крестово-купольного типа отличается удивительной гармонией пропорций и изяществом украшений. Над поймой реки храм возвышается на искусственном холме, насыпанном на заливном лугу и облицованном камнем (известковыми плитами).

Традиционно в представлении наших предков устремленное ввысь сооружение связывалось с идеей заступничества всемогущих божественных сил, а купол символизировал единого Бога.

Храм Покрова невелик: высота внутри до навершия купола — 20,5 м, сторона подкупольного квадрата — 3,10 м, что гораздо меньше другого знаменитого владимирского строения — Успенского собора.

Поток вертикальных линий, усиленный колонками, ритмом колончатого пояса, вытянутыми окнами и аркатурой главки, создает иллюзию невесомости, парения церкви над зеркальной гладью вод летом и бескрайними снежными просторами — зимой.
Каменная резьба средней закомары западного фасада
Каменная резьба средней закомары западного фасада

Верхние участки прясел (стен) заглублены больше, чем нижние, что усиливает ощущение устойчивости нижней части здания и легкости, воздушности ее верхней части.

Раскопки, проведенные под руководством Н.Н. Воронина, позволили установить, что храм Покрова на Нерли был с трех сторон окружен открытой аркадой, на которой располагалось гульбище.

Центричность композиции как характерная особенность храма основана на выделении средних осей фасадов, которые (кроме восточного) имеют в центральном прясле развитый перспективный портал.

Над порталами в полукружиях закомар располагаются одинаковые по сюжету рельефы, представляя иносказательный гимн библейскому царю, чей образ созвучен личности самого князя Андрея, его горячей любви к Богу. Выше всех изображений здесь восседает царь-псалмопевец Давид с поднятой правой рукой. Ниже, в боковых пряслах, помещены фантастические чудища — грифоны, олицетворяющие охранительные духовные силы. Они повернуты к царю Давиду и словно бы внемлют ему. Под грифонами находятся также повернувшиеся к царю Давиду львы, которые традиционно символизируют власть, силу. Ниже следует пояс, состоящий из женских масок, представляющих загадку для исследователей. Некоторые ученые связывают эти образы с постоянным оберегающим присутствием Богородицы, пребывающей в юном возрасте, до обручения с праведным Иосифом.

Колончатый пояс
Колончатый пояс

Храм Покрова сохранил белизну своих каменных одежд, отсутствие живописи на стенах придает гармоничность, одухотворенность и целостность этому архитектурно-поэтическому произведению владимирских зодчих.

Церковь хорошо сохранилась, став идеальным воплощением канона трехапсидного крестово-купольного православного храма и является одним из любимейших храмов России. По решению ЮНЕСКО храм Покрова на Нерли включен в список Всемирного наследия.

Алла БОРОДИНА,
кандидат культурологии