"...читать нужно не для того, чтобы понять других, а для того, чтобы понять себя". Эмиль Мишель Чоран

воскресенье, 13 марта 2016 г.

7 Прощёных воскресений в русской литературе

Прощёное воскресенье – удивительный день: пограничный, двоякий, буйный и тихий, весёлый и пасмурный... Последний день разудалой, широкой Масленицы – это уже приготовление к самому строгому, самому долгому Великому Посту. Удивительный день вобрал в себя и органично соединил оба полюса русской культуры, мифологический и религиозный. Потому так разнообразно описано Прощёное воскресенье в произведениях русской литературы.

"Кириллица" о Прощёном воскресенье

Прощеным воскресением называется последний день Масленицы или последний день перед Великим Постом.

Название этого воскресного дня связано с раннехристианской традицией просить друг у друга прощение за все обиды. Насельники древних египетских монастырей расходились на время Великого поста в пустынные места для уединённого молитвенного подвига. Лишая себя всяких земных удобств и общения, они старались сосредоточиться только на духовной жизни, готовясь в течение сорока дней к светлому празднику Воскресения Христова. Отправляясь в пустыню, многие из них не возвращались, попадая в руки разбойников, пострадав от хищных животных, не вынеся тяжёлых условий.

Поэтому, совершив вечернее богослужение накануне Великого поста, монахи просили прощение у всей братии как перед смертью. Со временем, эта традиция распространилась и среди всех верующих.
Примиряясь с врагами и обидчиками, православные христиане с чистым сердцем приносят свои покаянные молитвы Богу. За богослужением, в день Прощённого воскресения, Церковь вспоминает события грехопадения и изгнания из Рая Адама, причиной которого стало непослушание и невоздержание. Невоздержание от запретного плода стало источником греха, и только искреннее покаяние способно примирить человека с Богом, вернуть ему райское блаженство. Воздерживаясь от земных удовольствий, развлечений и увеселений, вкушая лёгкую постную пищу, усиливая свои молитвы и принося свое покаяние Богу, православные христиане каждый год готовятся к встрече Пасхи, помня слова Господа Иисуса Христа: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). «Восприимше всеоружие креста, врагу сопротивимся, яко стену нерушимую имуще веру, и яко щит молитву, и шлем милостыню, вместо меча пост, иже отсекает от сердца всю злобу» - слышим мы во время службы. Известный христианский святой V века Иоанн Златоуст учит нас: «прощать другим мы должны не на словах только, но от чистого сердца, дабы своим памятозлобием не обратить меча против себя. Оскорбивший нас не причинит нам зла столько, сколько мы причиним сами себе, питая в себе гнев и подвергаясь за это осуждению от Бога». Издавна на Руси существовал обычай печь в этот день особые хлебы, наподобие пасхального кулича, и рассылать их родственникам и знакомым в знак примирения. Прощеное воскресение называют еще «заговением», что значит начало «говения», то есть подготовка к посту. Этим днём заканчивается сыропустная неделя, отказываясь от сыра, молока, яиц и рыбы, христиане вступают в Великий пост.
читать источник 
есенье – удивительный день: пограничный, двоякий, буйный и тихий, весёлый и пасмурный... Последний день разудалой, широкой Масленицы – это уже приготовление к самому строгому, самому долгому Великому Посту. Удивительный день вобрал в себя и органично соединил оба полюса русской культуры, мифологический и религиозный. Потому так разнообразно описано Прощёное воскресенье в произведениях русской литературы.

Источник: 7 Прощёных воскресений в русской литературе
© Русская Семерка russian7.ru