"...читать нужно не для того, чтобы понять других, а для того, чтобы понять себя". Эмиль Мишель Чоран

понедельник, 24 августа 2015 г.

Константин Мильчин. 10 бизнесменов русской литературы



Русская литература — это наше все, она влиятельнее, чем философия, общественная и политическая мысль и даже чем законы и традиции. Именно литература описывала и освещала «правильные понятия», образцы и сценарии поведения. Значит, и основания предпринимательской этики стоит тоже искать в ней. Но в ХIХ и ХХ веках русская литература в массе, увы, недолюбливала бизнес и тех, кто им занимался. И только специальный интерес и угол зрения позволили нам найти в ней яркие примеры предпринимателей и увидеть, как эволюционировал образ русского делового человека.
01. Адриян Прохоров
Литературное произведение
Александр Пушкин «Гробовщик» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»), 1830
Бизнес
Производство, ремонт, продажа и сдача в аренду гробов
Особенности
Бизнес мелкий, прибыльный, хотя и далеко не всегда приносящий хорошие деньги. За одиннадцать лет работы Прохоров смог накопить на дом, однако он все время погружен в мрачные думы о перспективах своего предприятия. Прохоров живет от клиента до клиента: в начале повести он ждет смерти давно болеющей купчихи и боится, что выгодный заказ заберут более расторопные конкуренты. Чтобы прожить и заработать, он вынужден по мелочи жульничать. Самый первый заказ был выполнен нечестно: для отставного сержанта гвардии Петра Петровича Курилкина он обещал сделать дубовый гроб, а в итоге подсунул более дешевый сосновый — об этом говорит Прохорову сам покойник, явившись ему во сне.
Девиз
«Чем ремесло мое нечестнее прочих? разве гробовщик брат палачу? чему смеются басурмане? разве гробовщик гаер святочный?»
Образ
Прохоров выбрал для себя сложный, рисковый и непрестижный рынок, но считает свой бизнес в высшей степени достойным делом. И раскаивается в том, что не всегда честен: в ключевом моменте повести ему снится расплата за жульничество. Мелкий русский частник впервые вошел в литературу в пору ее становления. Вошел бедным, но гордым.

02. Костанжогло Константин Федорович
Литературное произведение
Николай Гоголь «Мертвые души. Том второй», 1843–1845
Бизнес
Производство и продажа сельскохозяйственной продукции, легкая промышленность
Особенности
Костанжогло — настоящий крепкий хозяйственник, совершивший эволюцию от мелкого к крупному. Он создал на своих землях работающий как часы агрокомплекс, а затем и мануфактуры. «Лес у него, кроме того что для леса, нужен затем, чтобы в таком-то месте на столько-то влаги прибавить полям, на столько-то унавозить падающим листом, на столько-то дать тени. Когда вокруг засуха, у него нет засухи; когда вокруг неурожай, у него нет неурожая», — изумляются соседи.
Успех хозяйства основан не на инновациях — их Костанжогло презирает, — а на правильном использовании опыта и традиций. Вся прибыль немедленно реинвестируется в производство, а не тратится на роскошь или услуги, часть денег идет на скупку соседних земель. При этом хозяйство Костанжогло имеет некоторые черты закрытой экономической системы. Мануфактуры производят товары для внутреннего потребления: основные покупатели сукна — его же собственные крестьяне.
Девиз
«— Если вы хотите разбогатеть скоро, так вы никогда не разбогатеете; если же хотите разбогатеть, не спрашивая о времени, то разбогатеете скоро. <…> Надобно иметь любовь к труду. Без этого ничего нельзя сделать. Надобно полюбить хозяйство, да! И, поверьте, это вовсе не скучно. Выдумали, что в деревне тоска… да я бы умер от тоски, если бы хотя один день провел в городе так, как проводят они! Хозяину нет времени скучать. В жизни его нет пустоты — все полнота».
Образ
Для Костанжогло важен не доход, а «законность» деятельности. Если есть «законность», значит, бизнес будет успешен и сам по себе начнет развиваться. Любая деятельность, не относящаяся к «законному» делу, заведомо отвергается.
Он одевается просто, у него скромный дом, он не интересуется своим происхождением — все это не имеет для Костанжогло ценности. Также он против образования для крестьян: от этого не будет никакой пользы ни самому помещику, ни крестьянам, они у такого успешного хозяина и так хорошо живут.
Костанжогло обладает всеми качествами, которые были позднее описаны Максом Вебером в «Протестантской этике и духе капитализма»: он прагматичен и целеустремлен, но он не зарабатывает деньги ради денег, он зарабатывает их ради дела. Удивительно, как рано в русской культуре появляются олигарх-миссионер и социально ответственный бизнес.
03. Андрей Штольц
Литературное произведение
Иван Гончаров «Обломов», 1859
Бизнес
Международная торговля
Особенности
Гончаров подробно не пишет о характере деятельности Штольца, но, судя по всему, он один из акционеров и управляющих директоров компании, которая экспортирует в Европу, в первую очередь Англию и Бельгию, различные российские товары. Бизнес явно прибыльный: он позволяет Штольцу купить себе дом.
Девиз
«Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу, а он отрастил брюхо да и думает, что природа послала ему эту ношу! <…> Нет человека, который бы не умел чего-нибудь, ей-богу нет!»
Образ
Штольц — self made man. Он получил хорошее образование, приобрел опыт и связи на госслужбе, затем занялся собственным делом. Свободное время он тратит на самообразование и приучил к тому же свою жену. Штольц верит в прогресс и в то, что каждый хозяин своей судьбы.
К нему сложно придраться: он не только толковый бизнесмен, но еще и честный человек и хороший друг, он почти идеален, но при этом слишком практичен и расчетлив. У него попросту нет души: вместо чувств машина для планирования будущего. Так родился роковой для русского капитализма миф о том, что даже самый положительный бизнесмен все-таки неизбежно будет обделен какими-то важными человеческими качествами.
04. Фирс Князев
Литературное произведение
Николай Лесков «Расточитель», 1867
Бизнес
Промышленность и торговые операции, рейдерство
Особенности
Фирс Григорьевич Князев — первый купец в большом торговом городе, настоящий олигарх. Представитель крупного бизнеса, который тесно сросся с властью. Из пьесы можно понять, что это ситуация дореформенного времени, после реформ Александра II таким олигархам стало жить сложнее.
Тем не менее благодаря своему статусу Князев задавил всех конкурентов. В пьесе, единственной в творчестве Лескова, показан рейдерский захват бизнеса купца Ивана Молчанова, конкурента Князева. Тактика проста: Молчанова заключают в сумасшедший дом, Князев становится его опекуном и забирает бизнес себе.
Девиз
«Давай лучше законы читать стану. Теперь мода на законы пошла, прежде была мода на возможность, а ныне на закон».
Образ
Крупнейший в округе бизнесмен коррумпировал суды и стал фактически региональным диктатором. Ему мало просто забрать бизнес конкурента — он хочет еще и получить его любовницу, а также максимально унизить его перед горожанами. При этом Князев постоянно рассуждает о морали и все время прикрывается общественными интересами. Таким образом, волей-неволей горожане становятся соучастниками его преступлений.
Характерно, что, будучи полностью отрицательным персонажем, Князев тем не менее является главным героем пьесы, совершенно затмевая положительного купца Молчанова. Честный купец незаметен на фоне бесчестного. Видно, что Князев умен и харизматичен, но он человек эпохи, когда была «мода на возможность». Закона он боится, он не раз объясняет это в своих монологах, просто он привык действовать в других условиях. Князев — первый демонический олигарх в русской литературе.
05. Михаил Игнатьевич Рябинин
Литературное произведение
Лев Толстой «Анна Каренина», 1873–1877
Бизнес
Лесное хозяйство
Особенности
Появившись в одном коротком эпизоде «Анны Карениной», Рябинин покупает лес у Степана Облонского, причем за бесценок, да еще и в рассрочку. Для этого он вступает в сговор с другими купцами: доплачивает им, чтобы они не предлагали недалекому аристократу достойную цену за лес.
Но Рябинин знает, с кем имеет дело: в тот момент, когда сомнительность сделки становится очевидной, он начинает апеллировать к честолюбию продавца — он, дескать, берет лес «для славы одной, что вот Рябинин, а не кто другой у Облонского рощу купил».
Девиз
«Помилуйте, по нынешнему времю воровать положительно невозможно. Все окончательно по нынешнему времю гласное судопроизводство, все нынче благородно; а не то что воровать. Мы говорили по чести. Дорого кладут за лес, расчетов не сведешь».
Образ
Хитрый делец, готовый вступать в сговор с другими участниками рынка, чтобы добиться лучшей цены, и прекрасно разбирающийся в психологии. Он наживается на недальновидности беднеющих аристократов.
Рябинин выглядит новым человеком, который придет на смену не научившимся выживать старым людям. «У детей Рябинина будут средства к жизни и образованию, а у твоих, пожалуй, не будет!» — объясняет Константин Левин Облонскому. Аристократы смеются и презирают купца, но в то же время и побаиваются его. Рябинин — классический санитар леса. В дальнейшем это будет важная функция бизнесмена в русском сознании.
06. Мокий Парменыч Кнуров
Литературное произведение
Александр Островский «Бесприданница», 1878
Бизнес
Широкого профиля, в частности речные перевозки
Особенности
Крупнейший бизнесмен города, потерявший интерес к дальнейшему развитию бизнеса и постепенно отходящий от дел. Теперь его увлечения — гастрономия, здоровье, любовницы и интриги.
Девиз
«Для меня невозможного мало».
Образ
Рябинин в «Анне Карениной», обманывая дворян, понимает, что они в социальной иерархии находятся выше даже самого предприимчивого купца. Мокий Кнуров ощущает себя выше дворян, которые беднее его. Он иронизирует над неуспешным бизнесом барина-судовладельца Паратова: «Конечно, где ж ему [находить выгоду]! Не барское это дело». Сила в  новом мире уже за Кнуровым и теми, кто, как Вожеватов, следует его советам.
В отличие от Князева из «Расточителя», Кнуров для достижения цели не прибегает к резким действиям и насильственным операциям, он просто ждет, когда сработают продуманные им комбинации. Предлагая Ларисе Огудаловой стать его любовницей, он обещает дать ей «такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления».
Кнуров — первый всесильный купец в русской литературе. Впрочем, его всесильность объясняется разумностью его требований.
07. Сергей Привалов
Литературное произведение
Дмитрий Мамин-Сибиряк «Приваловские миллионы», 1887
Бизнес
Заводы и мельница
Особенности
Сергей Привалов, наследник богатого промышленника, не совсем типичный бизнесмен. Бизнес для него это в первую очередь долг перед обществом, который нужно отдавать. Доход его не интересует, а для души ему нравится работать на мельнице.
Девиз
«Чтобы не обидеть тех и других, я должен отлично поставить заводы и тогда постепенно расплатиться со своими историческими кредиторами. В какой форме устроится все это — я еще теперь не могу вам сказать, но только скажу одно, — именно, что ни одной копейки не возьму лично себе».
Образ
Мамину-Сибиряку история бизнесмена-бессребреника Сергея Привалова, вокруг которого плели интриги нечистоплотные местные менеджеры и предприниматели, была нужна для того, чтобы покритиковать русский капитализм. Однако сам образ Привалова крайне интересен: в отличие от других персонажей, он не сам себя сделал, он не создатель бизнес-империи, он ее наследник со всеми вытекающими психологическими и экономическими проблемами. Финал книги показывает, что в такой ситуации важнее сохранить не капиталы, продолжить род. В российских условиях неизменно ценная рекомендация.
08. Ермолай Алексеевич Лопахин
Литературное произведение
Антон Чехов «Вишневый сад», 1903
Бизнес
Разного рода, в частности сдача в аренду загородной недвижимости.
Особенности
Точно известен лишь бизнес-план Лопахина касательно вишневого сада: он собирается срубить деревья, разбить территорию на небольшие участки и сдавать их под дачи. Это важный бизнес-тренд конца XIX — начала ХХ века. То есть Лопахин следит за приносящими прибыль видами бизнеса и готов вкладывать в новые отрасли.
Смущает достаточно опрометчивое HR-решение: составив грамотный бизнес-план и вложив средства, Лопахин нанимает менеджера-неудачника Епиходова, который, даже играя на бильярде, сломал кий.
Девиз
«Музыка, играй отчетливо! Пускай все, как я желаю! Идет новый помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!»
Образ
Лопахин — самый трагический из всех бизнесменов русской литературы. Он излишне сентиментален, чувствителен, но абсолютно беспомощен в личной жизни. 
Получается, что условия ведения бизнеса к началу ХХ века в России сильно изменились: если раньше он был доступен людям напрочь лишенным чувств, вроде Штольца или Кнурова, то теперь им занялись неврастеники, подобные Лопахину.
09. Васса Железнова
Литературное произведение
Максим Горький «Васса Железнова», 1910
Бизнес
Речные пароходные перевозки
Особенности
Васса Железнова ведет бизнес в условиях, близких к экстремальным: в ее окружении все либо пьяницы, либо хищники, мечтающие заполучить ее компанию, либо слабые люди, которые не справляются с трудностями. При этом главная героиня — женщина вполне консервативных взглядов в сугубо мужском мире. Выживание в таком окружении превратило ее почти в монстра, в бизнесе она беспощадна.
Девиз
«Вот видишь: вот — баба! Не-ет, не псы дом хранят, мы его храним».
Образ
Первый яркий образ русской бизнес-леди вышел одновременно и негативным, и трагическим. Васса не может найти ни достойного наследника, ни даже равную себе фигуру, кроме ненавистной невестки Рашели, революционерки, с которой у нее стойкая взаимная неприязнь.
10. Сергей Иванович
Литературное произведение
Иван Шмелев «Лето господне», 1933–1948
Бизнес
Средний бизнес, плотничество, сельское хозяйство
Особенности
Отец Шмелева Сергей Иванович — мудрый предприниматель, который думает о своих работниках, придерживается традиций, живет по народному календарю и соблюдает «божьи законы». Он может пожертвовать выгодой ради того, что считает справедливостью или необходимостью, он добр, сентиментален. Однако в этом мире деньги важны и их зарабатывание является достойным делом. Работники и дети обожают Сергея Ивановича.
Девиз
«Так и поступай, с папашеньки пример бери... не обижай никогда людей. А особливо, когда о душе надо... пещи. Василь-Василичу четвертной билет выдал для говенья... мне тоже четвертной, ни за что... десятникам по пятишне, а робятам по полтиннику, за снег. Так вот и обходись с людьми. Наши робята хо-рошие, они це-нют...» (плотник о своем шефе).
Образ
Сергей Иванович — идеальный патриархальный бизнесмен. Он похож на Костанжогло, но если тот был полновластным владельцем своих крестьян, то Сергей Иванович просто начальник. Однако к подчиненным относится как к детям. Так возвращается мечта о социально ответственном бизнесе, чистая и незамутненная.

Комментариев нет:

Отправить комментарий