"...читать нужно не для того, чтобы понять других, а для того, чтобы понять себя". Эмиль Мишель Чоран

понедельник, 1 декабря 2014 г.

Зачем участвовать в олимпиадах?

Многие школьники отказываются от участия в олимпиадах, так как не видят смысла тратить время на подготовку, самообразование и развитие, а учителя не пытаются объяснить своим подопечным, какую выгоду те могут извлечь из интеллектуальных конкурсов. Из-за недостатка информации одаренные ребята упускают возможность поступить в престижный вуз за счет государственных средств или даже выиграть солидную денежную премию. Итак, давайте разбираться: кому и зачем нужны олимпиады.
 Олимпиадное движение в России
 На сегодняшний день в России существует три вида интеллектуальных конкурсов, которые могут открыть серьезные перспективы для школьников. Первый тип олимпиад проводят высшие учебные заведения. Ежегодно больше десятка столичных вузов организуют соревнования, направленные на выявление одаренных школьников. Конкурсантам предлагается не только показать уровень знаний по тому или иному предмету, но и проявить логическое мышление, лидерские качества. Победители, как правило, имеют возможность обучаться в вузе за счет государственного, регионального или местного бюджетов на специальности, соответствующей выбранному предмету.

 Второй тип олимпиад проводит Министерство образования и науки РФ.  Такие интеллектуальные соревнования направлены на оценку уровня знаний по различным предметам среди школьников страны. Традиционно олимпиады проходят в несколько этапов: школьная, местная, региональная, заключительный тур (Всероссийская олимпиада) и международная олимпиада.

 Победа в олимпиадах, в частности на заключительных этапах (победа во Всероссийской олимпиаде школьников, в международной олимпиаде), поощряется при поступлении в государственные колледжи и вузы. Победители и призеры по решению образовательного учреждения в течение одного года с момента утверждения списков победителей и призеров олимпиады имеют право на получение одной из следующих льгот в зависимости от уровня конкурса:

 ♦ быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады;

 ♦ быть приравненными к лицам, успешно прошедшим дополнительные  вступительные испытания профильной, творческой и (или) профессиональной направленности по предмету, соответствующему профилю олимпиады, в порядке, определяемом приемной комиссией образовательного учреждения;

 ♦ быть зачисленными в образовательное учреждение без вступительных испытаний на направления подготовки (специальности), соответствующие профилю олимпиады.

 Третий вид интеллектуальных соревнований направлен на выявление творческих способностей школьников и проводится под эгидой различных благотворительных фондов и организаций. Победа в таких соревнованиях не поможет школьнику поступить в университет, но может принести кругленькую сумму, так как основной приз – стипендия на изучение какого-либо предмета за границей либо сумма на реализацию идеи.

 Платные олимпиады. Для кого они созданы?

 Стоит сразу отметить, что Министерство образования и науки РФ не проводит платных олимпиад, так как это противоречит действующему законодательству. Если вас приглашают принять участие в платном конкурсе, то это должно насторожить. Скорее всего, родителям школьника придется оплатить участие в олимпиаде, определенный сбор и другие затраты. Такие конкурсы имеют чисто коммерческую цель и никак не связаны с образовательным процессом. 

 Участие в олимпиадах и конкурсах – прямой путь к успеху. Так что не стоит пренебрегать шансом получить бесплатно высшее образование, посетить зарубежные страны или выиграть деньги на реализацию собственного изобретения. 

 Кадровый резерв // Как воспитать ценные кадры со школьной скамьи?
 Сегодня, когда дефицит хорошо подготовленных молодых кадров налицо, российские компании начинают присматривать себе талантливых сотрудников на перспективу уже со школьной скамьи. Это не просто необходимость, а часть продуманной кампании, в том числе по формированию образа привлекательной для нового поколения организации.

 Задача особенно актуальна для тех компаний, на чьем кадровом рынке наблюдается нехватка молодежи, в частности по ряду технических направлений. Как отметила в марте 2014 года вице-премьер Ольга Голодец, в России полтора года устойчиво растет дефицит рабочей силы, он составляет 1,8 миллиона мест, и это является серьезной угрозой и сдерживающим фактором развития экономики.

 Более того, согласно данным опроса российских предпринимателей международной организации «Грант Торнтон», которые были представлены в июле, в нашей стране недостаток квалифицированных кадров является одной из главных помех для развития бизнеса. Об этом говорят итоги ежеквартального исследования о предпринимательских ожиданиях и прогнозах, проводимых по заказу Grant Thornton в 34 странах мира. Среди препятствий, тормозящих развитие бизнеса, каждый второй опрошенный предприниматель России поставил на первое место недостаток квалифицированного персонала (50%). Кроме того, опрос PricewaterhouseCoopers показал, что дефицитом кадров обеспокоены 85% руководителей компаний России, сообщило РБК в январе 2014 года.

 Диспропорции в выборе абитуриентов тоже говорят о не совсем сбалансированном положении HR-рынка. Многие выпускники школ по-прежнему отдают предпочтение гуманитарным предметам. Так, в 2014 году проценты распределились следующим образом: почти 63% сдавали обществознание, физику ― около 28%, историю ― около 23%, английский язык ― чуть более 11%, а информатику и ИКТ ― почти 10%, тогда как географию ― порядка 4%.

 В борьбе за молодые кадры российским компаниям приходится сталкиваться не только с отечественными, но и с зарубежными конкурентами. Примером может служить медицинская отрасль. Согласно данным исследования по изучению миграционных процессов в отрасли по заказу Минздрава при поддержке Национальной медицинской палаты, 22% студентов планируют уехать за рубеж для получения дальнейшего образования, из них после окончания обучения хотели бы остаться работать за границей 44%, передает РИА АМИ. В 2002-2010 годах порядка 750 тысяч – миллиона россиян с высшим образованием уехали из страны, в том числе 1200-1600 кандидатов и докторов  наук, сообщают «Ведомости», анализируя работу «Эмиграция ученых из России: циркуляция или утечка умов» Сергея Рязанцева из Института социально-политических исследований РАН и Елены Письменной из Финансового университета при правительстве России.

 Учитывая все эти факторы и последствия сокращения рождаемости в 1990-е годы, компаниям сегодня мало просто рассказывать о вакансиях на ярмарках и днях открытых дверей. Поэтому организации разрабатывают программы по работе с кадровым резервом и спектр соответствующих мероприятий. У каждой компании своя специфика такой работы, но можно выделить несколько общих направлений: 

 ♦ стипендии и шефство, патронаж, поддержка материально-технической базы;

 ♦ оплата обучения;

 ♦ конкурсы и олимпиады;

 ♦ ярмарки вакансий и форумы, конференции;

 ♦ практика и стажировки, экскурсии, дни открытых дверей

 Стипендии и шефство, патронаж, поддержка материально-технической базы

 Стипендии и поддержка образования ― это не просто PR-ход, а эффективный инструмент поиска талантливых кадров со школы или вуза. Преимущества такого подхода очевидны: компания с ранних лет воспитывает кадровый резерв и привлекает в свои ряды лучших молодых специалистов. В этом плане примером для всего российского бизнеса служат крупнейшие корпорации и холдинги. Так, в нескольких дочерних обществах «Газпрома» работают региональные отделения, где школьные выпускники могут пройти подготовку к поступлению в профильный вуз. «Газпром» помогает вузам в создании лабораторной и тренажерной баз, а сотрудники компании там преподают. Ежегодно по результатам конкурса «Газпром» поощряет перспективных студентов 25 именными стипендиями. Только в 2012 году на работу в компанию поступили свыше двух тысяч молодых специалистов, а по данным на 2012 год, 19% сотрудников «Газпрома» ― специалисты до 30 лет.

 Именные стипендии школьникам выдает и «Тобольск-Нефтехим». Так, например, стипендиальная программа «Тобольск-Нефтехима» утверждена на 2012-2013 учебный год в процессе сотрудничества компании и подшефной школы. Ученики профильного класса поощряются за успехи в освоении химии, физики, математики и олимпиадные победы.

 В июне 2014 года Челябинский меткомбинат (ОАО «ЧМК») вручил стипендии лучшим школьникам Металлургического района. Их получили 11 учеников, отличившихся учебными и общественными достижениями. При этом предприятие отмечает самых перспективных школьников района уже более 10 лет.

 Интересна и политика именных стипендий «Россгосстраха». В частности, уже два года стипендии выдают только детям рядовых сотрудников филиалов «Россгосстраха», учащихся на бюджетных дневных отделениях вузов и колледжей. Ежегодно их получают свыше 100 студентов.

 Оплата обучения

 Оплата обучения ― также актуальный способ привлечения «золотых голов» в компанию, причем гарантированного, так как обучающийся за счет компании обязан потом какое-то время отработать на предприятии. Примером такого сотрудничества является  целевое обучение выпускников школ в опорных технических вузах для ООО «Газпром трансгаз Сургут», при этом перечень вузов обозначен Программой инновационного развития ОАО «Газпром» до 2020 года. При этом компания использует комплексный подход, например организует подготовку выпускников к ЕГЭ по физике и математике, выдает стипендии «Газпрома» целевым студентам при отличной учебе, проводит расширенный курс лекций по профилю компании. С целевыми студентами компания оформляет договоры, обязывающие выпускников вуза в течение трех лет отработать в структуре компании.

 Конкурсы и олимпиады

 Всевозможные конкурсы и олимпиады стали распространенным механизмом выявления самых перспективных молодых кадров. Это могут быть конкурсы на получение стипендий, призов, трудоустройства, а также конкурсы научных разработок и т.д.

 Так, например, компания «Сухой» совместно с Московским авиационным институтом организуют олимпиаду по авиации для 10-11 классов. Выигравшим выдают гранты на обучение в МАИ в целевой группе подготовки «Сухого», призы и премии. С целевиками оформляется контракт, дающий право получения стипендии «Сухого», прохождение практики, консультации по теме диплома, гарантированное трудоустройство после выпуска из вуза, а в дальнейшем – получение надбавки молодого специалиста (20-40%).

 Интересный конкурсный механизм по развитию кадрового потенциала реализует «РусГидро»: компания проводит конкурс студенческих проектов по гидроэнергетике «Энергия развития». Более десяти победителей конкурса уже работают на сибирских и южных гидростанциях, в проектных и научных институтах, производственном блоке компании. За годы проведения конкурса в нем поучаствовали свыше пятисот студентов и аспирантов из почти 100 вузов России. Победители получают сертификаты на зарубежную стажировку.

 На базе ООО «Газпром добыча Ямбург» проходят конкурсы на право трудоустройства в дочерние организации «Газпрома». Так, ежегодно конкурс молодых специалистов «Успешный старт» организуется в Новом Уренгое. За время их существования в них участвовали свыше  1,5 тысяч человек, сертификаты на трудоустройство выданы 182 участникам. Участвовать в таких конкурсах могут выпускники вузов и учреждений среднего профессионального образования, окончившие учебу не позднее года назад.

 «Росгосстрах» проводит конкурс научных работ и рефератов по страхованию среди студентов на денежные призы компании. В 2013-2014 учебном году в нем участвовали студенты 87 российских учебных заведений. 

 Ярмарки вакансий и форумы, конференции

 Ярмарки вакансий и форумы, конференции ― результативный событийный инструмент, позволяющий компаниям лицом к лицу взаимодействовать с молодежью. Примером такой работы является апрельский форум для старшеклассников о выборе будущей профессии «Старт карьеры» в Москве. В рамках него прошли  мастер-классы, тренинги, конкурсы, бизнес-игры от десятков ведущих мировых компаний: Coca-Cola Hellenic, «АльфаСтрахование»,  Leroy Merlin и др. Форум вызвал большой интерес молодежи и собрал около 5 тысяч участников.

 В Москве также проводится специализированная ярмарка вакансий для студентов и выпускников технических вузов «Технократия 2014». В ней участвуют десятки крупнейших компаний-работодателей, молодежь может ознакомиться с презентациями от российских и зарубежных компаний, пройти мастер-классы, деловые игры и получить консультации по вопросам построения карьеры, а также лично пообщаться с HR-директорами, передать резюме и пройти предварительное собеседование.

 Что касается конференций, то, например, «Роснефть» проводит Межрегиональную научно-техническую конференцию молодых специалистов из дочерних обществ компании. Молодые ученые представляют инновационные и исследовательские проекты по всем направлениям деятельности «Роснефти». Победители получают премии, а лучшие проекты внедряются в дело.

 Практика и стажировки, экскурсии, дни открытых дверей
 Практика и стажировки уже давно зарекомендовали себя как действенный метод работы по формированию кадрового резерва. Компании предоставляют свои площади для практик и стажировок в надежде, что молодые специалисты заинтересуются работой на предприятии. Так, порядка 120 студентов каждый год проходят практику в конструкторском бюро ОАО «Компания Сухой» «ОКБ Сухого», а некоторые уже в вузе учатся по специализированным программам «Сухого» и получают именные стипендии. Каждый год свыше 5 тысяч студентов проходят практику в «Газпроме». Студенты 4-го курса бакалавриата МФТИ могут пройти двухгодичную стажировку в компаниях «Газпром нефть» и «Роснефть» в период обучения в магистратуре. 

 В рамках работы с учебными заведениями холдинг «Росгеология» предлагает студентам пройти преддипломную практику на предприятиях холдинга, где они на практике осваивают знания. За практикантом закрепляют наставника.

 Что касается экскурсий, то, например, «Газпром» организует ознакомительные экскурсии для лучших учащихся профильных вузов на свое производство.

 Зарубежные компании

 Привлечением российской молодежи занимаются и зарубежные компании. В частности, студенты Национального исследовательского Томского политехнического университета 2-3 курса могут поучаствовать в конкурсе на стипендию от компании «БиПи Эксплорэйшн Оперейтинг Компани Лимитед» (BP). Это 10 стипендий по 10 тысяч рублей в месяц. При этом ВР отдает предпочтение студентам-отличникам, изучающим такие направления, как нефтяной и газовый бизнес, добыча, переработка нефти и газа, макроэкономика и др.

 Компания PepsiCo реализует программу развития молодых специалистов, дающую молодым специалистам с опытом работы до двух лет возможность начать и продолжить карьеру в компании. Кроме того,  PepsiCo  осуществляет программу оплачиваемых  стажировок для студентов и выпускников вузов «Все вкусы успеха», что позволяет молодежи без опыта работы стартовать в компании.

 Coca-Cola Hellenic в России предоставляет возможность для выпускников и молодых специалистов участвовать в программе подготовки будущих менеджеров – Coca-Cola Hellenic Management Trainee Program. Молодые кадры могут построить карьеру от выпускника до линейного руководителя.

   Таким образом, сегодня, чтобы выстоять в конкурентной борьбе за самые умные и перспективные молодые головы, российскому бизнесу необходимы четкие стратегии, рассчитанные на годы вперед, и системная работа. Судя по статистическим данным, борьба будет только усиливаться, поэтому выиграют ее те организации, в которых HR-политика используется как реально работающий механизм по выявлению, привлечению и удержанию молодых кадров. 

 Как вернуть интерес к учебе?
 Времена популярности двоечников прошли вместе с лихими девяностыми: теперь символ успеха для большинства школьников – престижный вуз и интересная специальность. Но что делать, когда ЕГЭ все ближе, родители пугают карьерой дворника, а в дневнике – сплошные трояки?

 Причиной неуспеваемости большинства российских школьников и студентов является отсутствие интереса к учебе. И никакие уговоры родителей, наказания, беседы с учителями и директором не могут вернуть желание сесть за учебники и конспекты. Психологи говорят о том, что «метод кнута» никак не мотивирует к учебе, а лишь наоборот, формирует четкую причинно-следственную связь «не хочешь делать, как все, будешь наказан». Поэтому педагоги и воспитатели всего мира сходятся во мнении, что лучший способ вернуть интерес к учебе – не заставлять, а мотивировать.

 Помните о цели
 Многие родители и педагоги делают ошибку, говоря подростку, что учеба – главная цель в жизни. На самом деле все выглядит несколько иначе. Учеба как процесс не является целью. Это лишь действие, которое ведет к достижению главного результата: успешной карьеры, высокой заработной платы и социального статуса.

 Поэтому школьнику необходимо определиться сразу, что он хочет получить в итоге. Если цель заключается в получении желаемой и высокооплачиваемой работы, то без учебы никак не обойтись. А если такого желания нет, то можно уже сейчас занимать место в очереди на получение пособия по безработице.

 Подросток, который научился ставить цели и достигать их, и сам поймет, что имея солидный багаж знаний, он обладает конкурентным преимуществом на рынке труда. И вероятность того, что компания выберет именно его из тысяч других, довольна высока. Поэтому главным мотивирующим фактором должно стать достижение конечной цели.

 Быть первым
 Школьный класс или студенческая аудитория – это в первую очередь коллектив, где каждый ученик/студент является его частью. Взаимодействие коллектива можно представить в виде часового механизма, где каждая отдельная шестеренка приводит в движение систему деталей и частей единой системы. И если где-то случается поломка, то нарушается цикличная и слаженная работа всего механизма.

 Так и в учебе. Если ученик не справляется с учебой, то, скорее всего, и общий показатель успеваемости в классе будет падать. Чтобы вернуть желание учиться и сформировать ответственность за результаты не только перед собой, но и перед всей группой, полезно проводить коллективные интеллектуальные игры. Это позволит снова почувствовать себя частью единой команды и стремиться достичь как личностных, так и коллективных результатов.

 Материальный интерес
 Сильным мотивирующим фактором для школьника являются деньги. Причем поощрять хорошие отметки в школе могут не только родители. Сегодня в России действуют несколько как государственных, так и частных благотворительных фондов, которые выплачивают стипендии школьникам, показывающим отличные результаты в учебе, являющимся неформальными лидерами в классах и помогающим одноклассникам «подтянуть» успеваемость по тому или иному предмету. Хотите иметь собственные деньги – начинайте учиться.

 Дисциплина

 Демотивируют школьников и личные увлечения. К примеру, компьютерные игры или социальные сети. Если время, проведенное перед монитором компьютера, превышает три часа, то пора изменить вид деятельности: сделать небольшую физическую разминку, прогуляться по улице, выпить чашку чая или заняться другим полезным делом.

 Если же зависимость от клавиатуры и мышки уже довольно сильная, то можно обратиться к школьному психологу. Помните, что подростки, одержимые компьютерными играми и серфингом в социальных сетях, чаще склонны к возникновению депрессии, затруднению в общении со сверстниками и в два раза чаще совершают попытки суицида.

 Усталость

 Сегодня такое психологическое расстройство, как «синдром профессионального выгорания», чаще диагностируется у работающих людей. Однако выгорание также присуще школьникам и студентам. В такие моменты подросток чувствует апатию, замыкается в себе, теряет интерес к учебе. Чтобы этого не произошло, необходимо разнообразить свое времяпрепровождение. К примеру, занятия спортом, увлечения и хобби могут стать отличной профилактикой выгорания.


 В заключение хотелось бы добавить, что потеря интереса к учебе – дело временное, и скорее всего через некоторое время процесс обучения вновь сможет втянуть школьника. Однако поддерживать его интерес к образованию должны также родители и учителя. Если подросток ощущает незаинтересованность взрослых в этом вопросе, то и сам вскоре проникается безразличием к происходящему. 

 Как получить и куда потратить стипендию?
 Учеба за рубежом или в престижном столичном вузе – довольно затратное дело, и большинство российских семей не имеют возможности оплатить образование своего ребенка. Но если школьник является действительно одаренным – владеет иностранными языками, показывает высокие результаты в той или иной научной отрасли, обладает логическим мышлением – он вполне может претендовать на получение стипендии или гранта на обучение. Чем одно отличается от другого и как получить финансовую поддержку на образование?

 Грант или стипендия?
 Решившись принять участие в конкурсе на получение финансирования обучения, стоит сразу определиться, что вам необходимо: грант или стипендия.

 Грант – это единовременная денежная выплата, которая в основном покрывает затраты на обучение.

 Стипендия – это ежемесячная выплата, которая покрывает не только стоимость обучающей программы, но и питание, проживание студента за границей или в пределах России.

 Получить грант или стипендию можно в нескольких местах. На сегодняшний день и государство, и частные компании, и различные благотворительные фонды реализуют масштабные программы для мотивации и развития одаренных школьников. Кроме того, многие иностранные вузы готовы принимать на стипендиальное обучение ребят из России. Так, к примеру, Великобритания, Швеция, Германия, Италия, Испания и другие государства готовы предоставить российским школьникам и студентам стипендии на образование или последипломное повышение квалификации в таких дисциплинах, как культура, лингвистика, естественные науки, менеджмент, политика или экономика.

 Но если вы не намерены покидать родную страну, возможность получить стипендию на образование тоже есть. Стипендиальные программы предлагает правительство России, а также различные частные компании и благотворительные фонды.

 К примеру, благотворительные фонды Владимира Потанина, фонд Дмитрия Зимина «Династия», фонд «Вольное дело», фонд Михаила Прохорова и другие реализуют программы поддержки одаренных детей. Ежегодно эти и другие благотворительные организации проводят конкурсы на получение стипендий на полное или частичное обучение – как в заграничных вузах, так и в отечественных.

 Кроме того, получить грант на обучение можно, приняв участие в конкурсах, которые проводят различные общественные организации. Так, Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Интеркультура» (AFS России) и Немецкий культурный центр им. Гёте при поддержке Министерства образования и науки РФ проводят конкурс на знание немецкого языка и культуры Германии для детей 15-17 лет. Победитель становится участником программы «Академический год в Германии». Программа предусматривает непрерывное пребывание в Германии в течение 10,5 месяцев и включает: проживание в принимающей семье, обучение в одной из государственных школ или гимназий Германии, медицинскую страховку, визовую поддержку, транспортные расходы, предвыездной ориентационный семинар, информационную и психологическую поддержку до, во время и после программы. Кстати, участники, занявшие второе и третье места, тоже отправляются в Германию для изучения языка, а все расходы по их содержанию и оплате обучения берет на себя фонд.

 Американский институт в Болгарии предлагает выпускникам 11-х классов 4-годичную программу обучения по стипендиальной программе по таким специальностям, как бизнес-администрирование, компьютерные технологии/программирование, экономика, европейские исследования, история, журналистика/средства массовой информации, информационные системы, математика, политология/международные отношения, юго-восточные европейские исследования (балканистика).

 Поэтому при желании и старании вполне можно найти способы получить стипендию или грант на образование.

 Как выиграть стипендию
 Конечно, получить полное финансирование обучения в престижном вузе хотят многие, если не все, но счастливчиками становятся единицы. Чтобы заслужить стипендию, недостаточно просто быть отличником. Необходимо владеть иностранным языком на высоком уровне, иметь отличную подготовку в той сфере, в которой будет проходить дальнейшее обучение, быть участником олимпиад или других интеллектуальных соревнований, быть начитанным, обладать широким кругозором. Спортивные достижения также могут стать дополнительным преимуществом.

 Поэтому для начала стоит оценить свои способности, выбрать направление, в котором хотелось бы продолжить образование, и лишь после этого заполнить и отправить заявку.

 Как правило, соискателю стипендии нужно выполнить тестовое задание, чтобы доказать жюри, что именно он достоин учиться в вузе. Конкурсные задания чаще всего включают два этапа: проверка на эрудицию, знание предмета и иностранных языков и проверка лидерских качеств школьника.

 Итак, что необходимо знать и уметь, чтобы успешно пройти конкурс? В первую очередь, нужно изучить его условия и оценить уровень своих знаний. Нужно быть готовым пройти тестовое задание и подтвердить уровень владения иностранным языком, чаще всего по системе TOEFL.

 Если конкурс предполагает разработку проекта, лучше обратиться к школьному руководителю или куратору в вузе. Без наставника будет очень сложно составить научный проект, так как у вас может просто не хватить опыта для подобной работы. Заинтересуйте его своими идеями, а быть может, уже и наработками в выбранной области.

 Разработайте план проекта. Теперь, когда у вас есть тема исследования и научный руководитель, займитесь подготовительной частью. Распишите как можно подробнее схему проекта, которая должна содержать введение, основную часть, заключение, приложения и т.д. Подберите материалы из энциклопедий, интернета и тех источников, которые вам предоставит руководитель.

 Оформите свое научное изыскание. Как только у вас будет материал, составьте его согласно схеме, проведите все необходимые исследования и создайте чистовой вариант проекта. Перепроверьте его несколько раз. Создайте презентацию проекта на слайдах. И после этого отправляйте вашу работу на конкурс.

 Через несколько дней стоит уточнить в приемной комиссии, получена ли ваша работа, и дожидаться результатов.

 Обучение в престижном отечественном или зарубежном вузе – первая ступенька к успешной карьере, поэтому задумываться об этом стоит уже сегодня. Желаем вам успехов в достижении ваших целей!