"...читать нужно не для того, чтобы понять других, а для того, чтобы понять себя". Эмиль Мишель Чоран

понедельник, 24 февраля 2014 г.

Лингвистический анализ рассказов

Лингвист Мира Бергельсон об искусстве рассказчика, понятии нарратива и типах дискурсивного изложения
Как строится коммуникация в форме диалогов и монологов? Что обозначают понятием «нарратив»? В чем разница между рассказом и нарративом? И какими компетенциями должен обладать рассказчик? Об этом рассказывает доктор филологических наук Мира Бергельсон.Рассказ — очень важный дискурсивный жанр. Как и всякое явление лингвистической коммуникации (т.е. коммуникации с помощью вербальных и невербальных средств), рассказ достоин внимания исследователей. Лингвистический анализ нарративов в форме рассказов связывают с именем Уильяма Лабова и его направлением исследования устных рассказов.

Рассказывая, мы все время проявляем очень сложные навыки учета текущего сознания собеседника. Все время балансируем между тем, что ему известно, базируя на этом наш рассказ, и тем, что мы хотим сообщить. Может ли один человек рассказать другому что-то совершенно новое? Наверное, нет. Ведь если бы рассказ состоял из совершенно новой для адресата информации, она не была бы воспринята. Один из основных законов коммуникации заключается в том, что любая новая информация должна помещаться в какие-то категории.

Как носители языка мы владеем типами дискурсивного изложения. Мы можем описывать, рассказывать, объяснять и так далее. Игра типами изложения имеет очень важное значение. Рассказ — это двуликий Янус, в нем есть информационная составляющая и интеракционная.