"...читать нужно не для того, чтобы понять других, а для того, чтобы понять себя". Эмиль Мишель Чоран

среда, 5 февраля 2014 г.

Возвращение выпускного сочинения: Общественные консультации

Приглашаем вас ознакомиться с очерком коллектива авторов  по итогам заседания рабочей  группы  Минобрнауки РФ, на котором обсуждались различные подходы к возврату итогового сочинения.
Дорогие коллеги!

Вам, конечно, уже известно, что в Перечне поручений по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 27 декабря 2013 года есть и следующее: «9) обеспечить начиная с 2014/2015 учебного года учёт результатов итогового сочинения в выпускных классах общеобразовательных организаций, наряду с результатами единого государственного экзамена, при приёме в образовательные организации высшего образования (доклад – 1 августа 2014 г.)». Фактически это означает простую вещь: начиная с 2014/2015 года одиннадцатиклассники опять будут писать выпускное сочинение.
За оставшиеся до начала учебного года месяцы предстоит определить, как встроить этот экзамен в общую систему экзаменов, как обеспечить независимую проверку сочинений по стандартизированным критериям (так требует новый Закон об образовании), как учитывать результаты при приеме в вузы и самое главное – что это должно быть за «сочинение» (и по жанру, и по темам, и по содержанию, на которое оно опирается), чтобы и сам экзамен, и подготовка к нему были осмысленными и служили развитию выпускника. Всеми этими вопросами предстоит заниматься рабочей группе, которая создается при МОН. Трое из нас – И.М.Реморенко, М.Г.Павловец и С.В.Волков – приглашены в эту группу. Прежде чем начать работу в ней, мы бы хотели посоветоваться с вами, уважаемые коллеги.
В чем состоит наша позиция? С одной стороны, многие из коллег понимают, что ставший традиционным формат ЕГЭ снизил способность учеников создавать связные аргументированные тексты НЕ ПО ШАБЛОНУ – для существующих экзаменов это не нужно. Субъективно неумение писать воспринимается многими как понижение уровня выпускников. С другой стороны, МОН получило поручение от президента ввести письменный экзамен в виде «итогового сочинения» в итоговую аттестацию и должно это поручение выполнить. Это поручение дает нам возможность попытаться исправить ситуацию с тем самым «понижением уровня».
Просто вернуть выпускное сочинение, существовавшее в наших школах до 2009 года, невозможно и не нужно. Эти сочинения всегда проверялись внутри школ, самими учителями. Практика проверки медальных сочинений хорошо показывает, что критериальной базы для такой работы пока нет. Механический возврат старой формы не выдержит современных условий: сегодня любая итоговая аттестация по закону проводится в формате ЕГЭ. Нам нужна «перезагрузка» сочинения. И нам не нужна революционная ломка сложившейся системы экзаменов. Есть ли выход?
Мы предлагаем в качестве варианта такого выхода рассмотреть нашу идею, а также предложения альтернативных концепций.
Для того, чтобы принять участие в работе, необходимо зарегистрироваться и выбрать интересующий вас раздел в левом меню сайта. По всем возникающим вопросам пишите нам на почту sochinenie@wikivote.ru - и мы вам поможем!
С уважением,
Екатерина Андреевна Асонова, Ст. научный сотрудник МГПУ, куратор читательских проектов БФ "Культура детства",
Сергей Владимирович Волков, Учитель литературы ГОУ ЦО N57 Москвы, гл.ред журнала "Литература",
Михаил Георгиевич Павловец, Заведующий кафедрой русской новейшей литературы и читательских практик ИГН МГПУ,
Игорь Михайлович Реморенко, Ректор МГПУ,
Елена Станиславовна Романичева, Заслуженный учитель России, зав. лабораторией МГПУ
http://sochinenie.wikivote.ru/