"...читать нужно не для того, чтобы понять других, а для того, чтобы понять себя". Эмиль Мишель Чоран

понедельник, 2 декабря 2013 г.

Сатирические жанры журналистики: памфлет, пародия, сатирический комментарий, анекдот, шутка.


Памфлет – сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того героя, который представляется автору носителем опасного общественного зла. (Эзоп, Писарев, Горький и др).  "Брат" фельетона, отличающийся от него большей эмоциональностью, насыщенностью речи эпитетами.
Данный жанр обладает опасной сатирической силой. Не случайно выдающийся французский публицист, автор знаменитого «Памфлета о памфлетах» Поль-Луи Курье называл памфлет «сочинением, полным яда». Сатиру памфлета следует использовать лишь в крайних случаях, когда все остальные известные средства перед лицом социального зла оказались бессильными.
Манера письма памфлета — это «единство «чувства и разума», органичный сплав логических доводов, богатого фактического материала (вплоть до цифровых выкладок), художественных и публицистических элементов и смеха, который имеет саркастический оттенок».
Памфлет на страницах прессы сегодня — явление чрезвычайно редкое. Это и понятно — чтобы работать в данном жанре, журналисту необходимо обладать незаурядными литературными способностями.

Пародия (Рабле, Сервантес, Роттердамский, Гоголь) - подражание, имитация.
Предмет – действия общественных, государственных деятелей, политиков, народные традиции, особенности языка, внешность, поведение известных людей.
Методы – гипербола, гротеск, литота, ирония.
Задача – создать модель явления, имитировать его. Подражание, гиперболизирующее недостатки и имеющее целью либо насмешить читателя, либо плюс к этому раскритиковать объект пародии.
Пародия — сатирическое произведение периодической печати, основным средством которого является имитация героев, высмеиваемых пародистом. Подражая своим персонажам, журналист тем самым обращает внимание аудитории на какие-либо негативные стороны, изъяны в характере, поведении своего объекта. Поэтому главное в таких материалах — это точность в изображении пародируемого явления.
Смех пародиста имеет свои особенности. Главным оружием пародии становится насмешка.
Цель пародии - гипертрофировать, подчеркнуть особенности критикуемого явления, его содержания, формы. Пародии бывают на литературные произведения, театральные постановки, кинофильмы и даже на песни, музыку, бытовые ситуации.


Сатирический комментарий – критика определенных недостатков того или иного явления. Исп. иронию, насмешку, литоту, гиперболизацию. Чаще всего публикуется после нелепых действий или высказываний . Сопровождение события и явления (чаще - слов высокопоставленных чиновников) комментарием, построенным на выявлении и высмеивании ляпсусов, нелогичности, непоследовательности или же откровенной глупости.
Сатирический комментарий — произведение периодической печати, структурно напоминающее аналитический комментарий.
В тексте сатирического комментария четко выделяются факт, как правило, известный аудитории, и остроумные, ироничные высказывания журналиста. Целью данных публикаций становится осмеяние какого-либо феномена.

Сатирический комментарий — жанр незаменимый с точки зрения быстрого реагирования издания на актуальные события жизнедеятельности общества.


Анекдот – короткий шуточный рассказ, часто содержащий неожиданный поворот. Часто используется как основа для самостоятельной истории. Воспитывает чувство юмора. Недопустима пошлость и анекдоты «с бородой». Прибаутка, в основе которой лежит вымышленная или реальная история.

Шутка – сообщение, вводящее кого-то в заблуждение с целью создания смешной ситуации. Задачи: развлечение читателя, розыгрыш. "Добрый обман", часто используемый журналистами, например, 1 апреля.


Комментариев нет:

Отправить комментарий