Урок 10
Расширенная
классификация газетных жанров
Жанры
бывают разные…
Впрочем, и журналистика как род деятельности -
понятие многообразное. Достаточно вспомнить главное различие - по физической
форме передачи информации потребителю: электронная (ТВ, радио, онлайн) и
печатная.
Жанр
газетной журналистики - это способ и форма производства публикации газетным
журналистом.
И все. И не нужно больше ничего выдумывать.
Примечание
▪ индикатором ! отмечены наиболее живые газетные жанры, без
которых современные газеты просто немыслимы;
▪ указанные в скобках
цифры - весьма условно рекомендуемые объемы публикаций в строках (стандартной
газетной колонки): многое зависит от специализации, традиций и общего стиля
газеты.
ЖАНРЫ
ГАЗЕТНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Информационные
жанры
! Информация…
… а также "новость”, "информационное
сообщение”,
элемент "бегущей строки”, "горячей
линии”…Оперативное краткое изложение сущности актуальных фактов, событий,
явленйй.
(5-30)
! Заметка
По сути, расширенная (в меру) информация,
которая может включать в себя
краткое изложение (два-три предложения)
предыстории факта, события или явления.
(30 - 70)
! Корреспонденция
Это то, во что превращают свои заметки все
начинающие или слабые журналисты.
На самом же деле корреспонденция отличается от
заметки большими информативными возможностями
за счет объема, повествовательности и широты освещения (детализирование, прогнозирование).
(50 - 100)
! Репортаж
Изложение актуального фактического материала,
полученного с "места
происшествия”. Рассказчик - непосредственный
участник события или наблюдатель.
Здесь допустимы эмоциональность, междометия,
субъективные ощущения. Зачастую используется прямая речь, короткие диалоги.
(от 100…)
! Интервью
Диалог журналиста со вторым лицом, имеющий
целью краткое освещение факта,
события, явления, рассказ о самом субъекте.
! Комментарий
Объяснение, "расшифровка” сложной
фактуры, представленной, как
правило, в ином материале. Или отношение
автора к данной проблеме или чьему-либо мнению.
(до 40 строк)
! Отчет
…он и есть отчет. Пишется после
пресс-конференций, презентаций, симпозиумов, съездов. Та же заметка или
корреспонденция, последовательно перечисляющая полученные факты, иногда с вкраплением прямой
речи главных действующих лиц.
(50 - 300)
! Опрос
Симбиоз журналистики и социологии.
Представление коллективного мнения по
одному или нескольким специально выбранным
проблемам, темам, вопросам.
(не более 150)
! Вопрос-ответ
1. Ответ специалиста или редакции на вопросы
читателей (напр., "прямая
связь”).
2. "Пинг-понг” - автономно при
презентации персон или рассказах
об известных людях. Как прием часто венчает
беседу или интервью.
(до 20)
Совет
Родственный предыдущему жанр, отличающийся
лишь отсутствием вопроса. В любом случае это - узкоспециализированная
информация: "советы садоводам”,
"наш домашний доктор”…
(не более 80)
! Пресс-релиз
"Закулисный жанр”, ибо готовится, как
правило, PR-журналистом
для коллег из общественно-политических СМИ или
специалистов. Фактологическая презентация объектов, субъектов и событий,
служащая сырьем или одним из источников для подготовки публикации разного
жанра.
(от… и до…)
Некролог
Не путать с извещением о кончине. Некролог -
это рассказ об этапах жизни
умершего со словами прощания и скорби.
(не более 150)
* * *
Аналитические
жанры
! Отчет
Абсолютно
иной жанр, нежели информационный отчет. Принципиальное отличие - в активном
восприятии полученной фактуры: сопоставление фактов, поиск слабых мест,
расстановка акцентов, комментирование, резюмирование.
(до 300)
! Корреспонденция
На самом деле многие избегают правдивого
определения этого жанра. Потому что это - чистой воды микс! Элементы как
минимум трех "чистых жанров” в корреспонденции присутствуют всегда:
репортаж (но без живых картинок), комментарий, резюме…
(до 150)
! Интервью
"Поиск истины” в диалоге между
журналистом и вторым лицом, в ходе которого журналист ограничивает себя
постановкой четких вопросов, но ставит их так, чтобы ответы интервьюируемого,
складываясь в логическое повествование, как можно глубже раскрыли суть
выбранной темы.
(до 300)
! Беседа
Принципиальное отличие от интервью в
активности журналиста до соотношения объемов авторских слов 1:4. Ясно, что
журналист, участвующий в беседе, должен быть неплохим специалистом в данной
области.
(до 300)
Круглый стол
То же самое, что беседа, но в процессе общения
участвуют более двух человек, представляющих, как правило, разные сферы
деятельности, но объединенные решением одной или более проблем.
! Комментарий
Призван не столько разобрать по полочкам сложную
фактуру, но и в полной мере публично выразить свое мнение по отношению к
событию, факту, явлению.
(до 150)
Анкета
Результат анкетирования, обобщенный и
снабженный резюме. Позволяет определить коллективное мнение по тем или иным
проблемам и на основе анализа даёт ему социальную, экономическую, политическую,
иную оценку.
(до 150)
! Мониторинг
Систематическое фиксирование показателей
динамики развития определенных явлений, событий, фактов, иногда снабжаемое
комментариями автора или специалистов.
(до 100)
! Рейтинг
Ранжирование по разным характеристикам
событий, личностей, групп лиц, разных показателей: сводка, top-10 и т.д.
(до 100)
Рецензия
Аргументированный критический отзыв, чаще
всего, о произведении литературы, искусства.
(до 250)
! Статья
Часто употребляется как обобщающее определение
любого журналистского произведения. Статья как жанр характеризуется глубоким
анализом предмета освещения, обобщением фактов, вскрытием закономерностей в
развитии явлений, многогранным исследованием причинно-следственных связей.
(от 200)
! Журналистское расследование
Рассказ о процессе поиска ответов на
актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда
журналист собирает и анализирует факты автономно от соответствующих служб и
органов или вкупе с другими специалистами.
(от 200)
! Обозрение
Результат сквозного наблюдения определенных
явлений и процессов и их публичный анализ - спортивные соревнования, политика,
предвыборная кампания…
(100 - 250)
! Прогноз
Попытка предсказать статус явления, развитие
события, совершение того или иного факта.
! Версия
Моделирование собственного суждения по поводу
уже имеющегося хода событий или явления; предположение, основывающееся на их
детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами).
Эксперимент
Результат исследования журналистом проблемы
изнутри путем моделирования ситуации (журналист стал нищим, безбилетником…).
Письмо
Прямое обращение автора к конкретному
адресату, имеющее целью либо привлечение внимания к проблеме, либо реактивность
(ответное действие).
Исповедь
"Крик души”. Такие публикации чаще всего
рождаются из читательской почты. Характеризуются откровенностью, обнажением
внутренних переживаний.
Рекомендация
Почти то же самое, что и совет, но кроме
ответов на вопросы "что?” и "как?”, здесь даются ответы на вопросы
"почему?” и "почему так, а не иначе?”
* * *
Художественно-публицистические
жанры
Очерк
Симбиоз репортажа и анализа с применением
художественных приемов письма . Условия - документальность, фактичность,
объективность.
(от 350 до 600)
Фельетон
Сатирическое описание ситуации, проблемы,
факта с активным использованием иносказания, гиперболы. Не путать с западным
пониманием жанра "фельетон”, означающем не что иное, как аналитическая
статья.
Памфлет
"Брат” фельетона, отличающийся от него
большей эмоциональностью, насыщенностью речи эпитетами.
Пародия
Подражание, гиперболизирующее недостатки и
имеющее целью либо насмешить читателя, либо плюс к этому раскритиковать объект
пародии.
Сатирический комментарий
Сопровождение события и явления (чаще - слов
высокопоставленных чиновников) комментарием, построенным на выявлении и
высмеивании ляпсусов, нелогичности, непоследовательности или же откровенной глупости.
! Житейская история
Художественное изображение конкретной
ситуации, детально описывающее внутренний мир героев и, мотивы их поступков,
часто вычленяющее плохие и хорошие персонажи.
Легенда
Вымышленная история, в которой фантазия автора
зачастую основывается на реальных или условно реальных фактах.
Эпитафия
Рассказ о жизненном пути покойного, но, в
отличие от некролога, насыщенный эмоциями, это своего рода
"пресс-реквием”.
! Анекдот
Прибаутка, в основе которой лежит вымышленная
или реальная история.
Шутка
Вымысел, служащий развлечению читателей.
"Добрый обман”, часто используемый журналистами, например, 1 апреля.
! Игра
Один из методов привлечения внимания читателей
к изданию, своего рода пресс-шоу, где обязательно один или несколько
победителей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий