Кот поет, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
"Полно тут тебе валяться,
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай".
Мальчик встал. А кот глазами
Поводил и все поет;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.
Учимся
анализировать стихотворения
Стихотворение кажется совсем простым: незатейливая картинка, словно
взятая из повседневной жизни: кот в тёплой комнате, мальчик на ковре в
окружении игрушек, сердитая буря за окнами… Мир, воссозданный в стихотворении, — обыденный.
А.А.Фет неоднократно утверждал, что источником поэтического произведения могут быть
самые обыкновенные, случайно увиденные вещи и явления: “К чему искать сюжеты
для стихов, сюжеты эти на каждом шагу — брось на стул женское платье или
погляди на двух ворон, которые уселись на заборе, вот тебе и сюжеты”, —
объяснял он ещё в юности другу поэту Я.П. Полонскому.
Настоящие стихи многослойны. Их можно воспринимать по-разному, с меньшей или большей глубиной понимания. Они на это и рассчитаны. Многое зависит от уровня образованности читателя, от объема его жизненного и душевного опыта, от возраста, наконец, от чуткости и одаренности.
Стихи можно читать сотни раз, каждый раз открывая их для себя, обнаруживая неведомые прежде глубины смыслов и новую, не замеченную доселе красоту звучаний. Стихи, да и не только, требуют от читателя СО-ТВОРЧЕСТВА. Чем глубже будет опыт читателя, чем содержательнее жизнь его духа, тем полнее он будет ощущать и себя тоже автором этих строк.
Настоящие стихи многослойны. Их можно воспринимать по-разному, с меньшей или большей глубиной понимания. Они на это и рассчитаны. Многое зависит от уровня образованности читателя, от объема его жизненного и душевного опыта, от возраста, наконец, от чуткости и одаренности.
Стихи можно читать сотни раз, каждый раз открывая их для себя, обнаруживая неведомые прежде глубины смыслов и новую, не замеченную доселе красоту звучаний. Стихи, да и не только, требуют от читателя СО-ТВОРЧЕСТВА. Чем глубже будет опыт читателя, чем содержательнее жизнь его духа, тем полнее он будет ощущать и себя тоже автором этих строк.
ПАМЯТКА ПО АНАЛИЗУ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА
Внимательно прочитайте
стихотворение.
1. Все ли слова вам
знакомы? Узнайте значение незнакомых слов.
2.
О чём стихотворение? Сформулируйте его тему. Тема формулируется кратко:
словосочетанием или простым предложением, возможно, словами текста.
3.
Как в стихотворении показан лирический герой? Что он чувствует,
о чём думает? Не путайте лирического героя («я») в тексте с автором вне текста.
Герой лирический – образ поэта
(его лирическое Я), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом
произведении. (Словарь литературоведческих терминов)
4.
На какие части можно разделить стихотворение? Проанализируйте его композицию. Попробуйте переставить местами строфы или
убрать одну из них — что изменится?
5.
Обратите внимание на образный ряд стихотворения. Какие
тропы (олицетворение, эпитет, сравнение,
метафора) использованы автором? С какой целью? (главный вопрос – зачем
нужны, то есть как связаны с настроением, идеей? Какие слова можно отметить в
стихотворении как ключевые? Как они
связаны?
6.
Присмотритесь к языку стихотворения. Подумайте, использует ли автор лексические повторы?
Встречаются
ли синонимы? Антонимы, задающие антитезу?
Какие понятия в стихотворении противопоставлены?
7.
Отдельный предмет анализа — стих. Каким размером написано
стихотворение, и что это может значить?
8.
Рассмотрев основные образы стихотворения, проанализировав его языковое и
стилистическое своеобразие, вы сможете обратиться к идее (основной мысли)
стихотворения.
Идея формулируется вашими словами, отдельным предложением,
как правило, сложным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий