На этой иконе изображено множество сюжетов, связанных с рождением
Спасителя. На лежащую в центре Марию с Младенцем с небес изливается
благодать от Бога-Отца (в лучах можно разглядеть и фигуру Святого Духа,
так что на иконе изображена вся Троица). Слева от Бога-Отца — два
ангела, которые славят рождение Мессии, а справа еще один ангел
приводит пастуха поклониться Младенцу. Пастух стоит ниже, у дерева,
а еще один пастух, в шкурах и с тонким посохом, изображен в самом низу
иконы. В пещере, где, по преданию, родился Христос (в гостиницах
не нашлось места), видны осел и вол. Слева от Богородицы — три волхва:
по средневековым толкованиям, эти мудрецы с Востока были царями и звали
их Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Они пришли в пещеру вслед за пастухами,
чтобы принести дары Мессии.
В одном из нижних углов изображена сцена, предшествовавшая Рождеству:
ангел является Иосифу во сне и сообщает, что зачатие Марии было
непорочным, а ребенок, которого она ждет, будет Спасителем, и ему нужно
дать имя Иисус (Мф. 1:19–21). Наконец, в четвертом углу бабы-повитухи
омывают Младенца. У этой сцены есть несколько значений. Во-первых, она
отсылает к апокрифическим рассказам о повитухах, которых привел Иосиф,
но которые оказались не нужны Богородице. Например, в Протоевангелии
от Иакова говорится,
что повитуха Соломония отказалась поверить в непорочное зачатие
и рождение, и из-за этого у нее отнялись руки. Впрочем, она быстро
исцелилась, убедившись, что все рассказанное правда, и взмолившись
Богу. Во-вторых, эта сценка подчеркивает, что Христос родился во плоти,
как всякий человек, и за ним нужно было ухаживать, как за всеми
младенцами. В-третьих, после того, как утвердилась практика крестить
не взрослых людей, а новорожденных детей, сцена у купели могла
символически напоминать важнейший обряд крещения, который делает людей
последователями Христа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий