Сейчас вы удивитесь.
Раскройте
томик стихов А. С. Пушкина на известном стихотворении «Сквозь волнистые
туманы…». Возьмите листок бумаги и карандаш. Подсчитаем, сколько в
четырех первых его четверостишиях содержится разных букв: сколько «а»,
сколько «б» и т. д. Зачем? Увидите.
Подсчитать
легко. Буква «и» в этих 16 строчках появляется 9 раз, «к» – 7 раз, «в» –
7. Другие буквы – по-разному. Буквы «ф» нет ни одной. А что в этом
интересного?
Возьмите более объемистое произведение того же поэта – «Песнь о вещем Олеге». Проведите и здесь такой подсчет.
В
«Песне» около 70 букв «п», 80 с чем-то «к», более сотни «в»… Буква «ф» и
тут не встречается ни разу. Вот как? Впрочем, вполне возможно:
случайность.
Проделаем тот же опыт с чудесной неоконченной сказкой Пушкина о медведе: «Как весеннею теплою порою…»
В ней также 60 букв «п», еще больше «к» и, тем более, «в». Но буквы «ф» и тут вы не обнаружите ни единой. Вот уж это становится странным.
Что это – и впрямь случайность? Или Пушкин нарочно подбирал слова без «ф»?
Не
сто́ит считать дальше. Я просто скажу вам: возьмите «Сказку о попе…»;
среди множества различных букв вы «ф» не встретите, сколько бы ни
искали. Перелистайте «Полтаву», и ваше удивление еще возрастет. В
великолепной поэме этой примерно 30 000 букв. Но ни в первой, ни в
третьей, ни в пятой тысяче вы не найдете буквы «ф». Только прочитав
четыре-пять страниц из пятнадцати, вы наткнетесь на нее впервые. Она
встретится вам на 378-й строке «Полтавы» в загадочной фразе:
Во тьме ночной они, как воры…
Слагают цифр универсалов…
«Универсалами»
на украинском языке тех дней именовались гетманские указы, а «цифр»
тогда означало то, что мы теперь называем шифром – «тайное письмо». В
этом слове и обнаруживается первая буква «ф».
Дочитав «Полтаву» до конца, вы встретите «ф» еще два раза в одном и том же слове:
Гремит анафема в соборах…
Раз в год анафемой доныне,
Грозя, гремит о нем собор…
«Анафема» значит: «проклятие». Изменника Мазепу проклинали во всех церквах.
Таким
образом, среди 30000 букв «Полтавы» мы нашли только три «ф». А «п», «к»
или «ж»? Да их там, конечно, сотни, если не тысячи. Что же, Пушкин
питал явное отвращение к одной из букв русского алфавита, к ни в чем не
повинной букве «ф»?
Безусловно, это не так. Изучите стихи любого другого нашего поэта-классика, – результат будет тот же.
Буквы «ф» нет ни в «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова, ни в «Вороне и лисице» Крылова. Неужто она ненавистна и им?
Видимо, дело не в этом.
Обратите
внимание на слова, в которых мы нашли букву «ф» в «Полтаве». Оба они не
русские по своему происхождению. Хороший словарь скажет вам, что слово
«цифра» проникло во все европейские языки из арабского (недаром и сами
наши цифры именуются, как вы знаете, «арабскими»), а «анафема» –
греческое слово. Это очень любопытный для нас факт.
В
пушкинской «Сказке о царе Салтане» буква «ф», как и в «Полтаве»,
встречается три раза, и все три раза в одном и том же слове «флот». Но
ведь и это слово – нерусское; оно международного хождения: по-испански
флот будет «flota» (флота), по-английски – «fleet» (флит), по-немецки –
«Flotte» (флотэ), по-французски – «flotte» (флот). Все языки
воспользовались одним и тем же древнеримским корнем: по-латыни «fluere»
(флю́эре) означало «течь» (о воде).
Обнаруживается
вещь неожиданная: каждое слово русского языка, в котором – в начале, на
конце или в середине – пишется буква «ф», на поверку оказывается словом
не исконно русским, а пришедшим к нам из других языков, имеющим
международное хождение.
Так, «фокус» означало «очаг» еще в Древнем Риме.
«Фонарь» по-гречески значит «светильник».
«Кофе», как мы уже видели, заимствовано от арабов.
«Сафьян», «тафта», «софа» пришли к нам из других стран Востока.
То же и с нашими именами собственными: Фока значит «тюлень», по-гречески; Федор(точнее Феодор – Теодор)
– «божий дар», на том же языке, и т. д. Просмотрев любой хороший
словарь русского языка, вы отыщете в нем буквально десяток-другой таких
слов с «ф», которые встречаются только в русской речи.
Да и то, что это за слова! «Фыркнуть», «фукнуть» – явно
звукоподражательные образования или искусственные и в большинстве своем
тоже звукоподражательные, «выдуманные» словечки вроде «фуфлыга»,
«фигли-мигли», «фаля», «фуфаней».
Такого рода «слова» можно изобрести на любой звук, какого даже и в языке нет: «дзекнуть», «кхэкнуть»…
Вот теперь все понятно.
Великие
русские писатели и поэты-классики писали на чистом, подлинно народном
русском языке. В обильном и богатом его словаре слова, пришедшие
издалека, заимствованные, всегда занимали второстепенное место. Еще
меньше среди них содержащих в себе букву «ф». Так удивительно ли, что
она встречается так редко в произведениях наших славных художников
слова?
Не
верьте, впрочем, мне на́ слово. Раскройте ваши любимые книги и впервые в
жизни перечтите их не с обычной читательской точки зрения, а, так
сказать, с языковедческой. Присмотритесь к буквам, из которых состоят
слова этих книг. Вглядитесь в них. Задайте себе, например, такой вопрос:
те из слов, которые начинаются с буквы «а», таковы ли они, как и все
другие, или им тоже свойственна какая-нибудь особенность?
В ней также 60 букв "п", еще больше "к" и тем более "в". Но буквы "ф" и тут вы не обнаружите ни единой. Вот это уже становится странным.
Что это - случайность? Или Пушкин нарочно подбирал слова без "ф"?
Не стоит считать дальше. Я просто скажу вам: возьмите "Сказку о попе...". Среди множества различных букв вы "ф" не встретите, сколько бы ни искали. Перелистайте "Полтаву", и ваше удивление еще более возрастет.
В этой великолепной поэме около 30 000 букв. Но ни в первой, ни в третьей, ни в пятой тысяче вы не найдете буквы "ф". Только прочитав четыре-пять страниц из пятнадцати, вы наткнетесь на нее впервые. Это встретится вам на 378-й строке "Полтавы" в загадочной фразе:
Во тьме ночной они,
как воры...
Слагают цифр
универсалов...
"Универсалами" на украинском языке тех дней именовались гетманские указы, а "цифр" тогда означало то, что мы теперь называем "шифром" - тайное письмо. В этом слове и обнаруживается первая буква "ф".
Дочитав "Полтаву" до конца, вы встретите ее еще два раза в одном и том же слове:
Гремит анафема в соборах...
Раз в год анафемой доныне,
Грозя, гремит о ней собор...
"Анафема" - значит проклятие. Изменника Мазепу проклинали во всех церквях.
Таким образом, среди 30 000 букв "Полтавы" мы нашли только три "ф". А "п", "к" или "ж"? Да их там, безусловно, сотни, если не тысячи. Что же, Пушкин питал явное отвращение к одной из букв русского алфавита, к ни в чем не повинной букве "ф"?
Несомненно, это не так. Изучите стихи любого другого нашего поэта-классика - результат будет тот же. Буквы "ф" нет ни в "Когда волнуется желтеющая нива" Лермонтова, ни в "Вороне и лисице" Крылова. Неужто она ненавистна и им?
Видимо, дело не в этом.
Обратите внимание на слова, в которых мы нашли букву "ф" в "Полтаве". Оба они не русские по своему происхождению. Хороший словарь скажет вам, что слово "цифра" проникло во все европейские языки из арабского (недаром и сами наши цифры именуются, как вы знаете, арабскими), а "анафема" - греческое слово. Это очень любопытный для нас факт.
В пушкинской "Сказке о царе Салтане" буква "ф", как в "Полтаве", встречается три раза, и все три раза в одном и том же слове - "флот". Но ведь и это слово не русское, оно международного хождения: по-испански флот будет "flota" (флота), по-английски - "fleet" (флит), по-немецки - "Flotte" (флотт). Все языки воспользовались одним и тем же древнеримским корнем: по-латыни "fluere" (флюэрэ) означало "течь" (о воде).
Обнаруживается вещь неожиданная: каждое слово русского языка, в котором в начале, на конце или в середине пишется буква "ф", на поверку оказывается словом не исконно русским, а пришедшим к нам из других языков, имеющим международное хождение.
Так, "фокус" означало "очаг" еще в Древнем Риме. "Фонарь" по-гречески значит "светильник". "Кофе" заимствовано от арабов. "Сафьян", "тафта", "софа" пришли к нам из других тюркских стран Востока.
То же и с нашими именами собственными: Фока - значит "тюлень" по-гречески; Федор (точнее, Феодор - Теодор) - "божий дар" на том же языке и т.д. Просмотрев любой хороший словарь русского языка, вы отыщите в нем буквально десяток-другой таких слов с "ф", которые встречаются только в русской речи. Да и то, что это за слова! "Фыркнуть", "фукнуть" - явно звукоподражательные образования или искусственные, и в большинстве своем тоже звукоподражательные, выдуманные словечки вроде "фуфлыга", "фигли-мигли", "фаля", "фуфаней".
Такого рода "слова" можно изобрести на любой звук, какого даже и в языке нет: "дзекнуть", "кхэкнуть" и т.п.
Вот теперь все понятно.
Великие русские писатели и поэты-классики писали на чистом, подлинно народном русском языке. В обильном и богатом его словаре слова, пришедшие издалека, заимствованные всегда занимали второстепенное место. Еще меньше среди них содержащих в себе букву "ф". Так удивительно ли, что оно встречается так редко в произведениях наших славянских художников слова?
Не верьте, впрочем, мне на слово. Разверните ваши любимые книги и впервые в жизни перечтите их не с обычной читательской точки зрения, а, так сказать, с языковедческой. Присмотритесь к буквам, из которых состоят слова этих книг. Вглядитесь в них. Задайте себе, например, такой вопрос: те из слов, которые начинаются с буквы "ф", таковы ли они, как и все другие, или им тоже свойственна какая-нибудь особенность?
Вы читаете "Бориса Годунова". Бессмертную драму Пушкина. Смотрите: в тех ее сценах, где изображена жизнь русского народа, слов с буквой "ф" почти нет: только несколько имен содержат ее (царевич Федор, Ефимьевский монастырь, дьяк Ефимьев), да карта, которую чертит царевич, названа "географической".
Но вот мы в Польше или на литовской границе. Вокруг иностранцы - Розен, Маржерет с их нерусской речью. И лукавая буква-иноземка тут как тут. На страничке, где действуют эти наемные вояки, она встречается семь раз подряд! Разве это не говорит о том, с каким удивительным искусством и вниманием выбирал великий поэт нужные для него слова?
Редкость буквы "ф" в нашей литературе не случайность. Она - свидетельство глубокой народности, высокой чистоты русского языка у наших великих писателей.
Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/3853/ (Наука и жизнь, ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ. САМАЯ УДИВИТЕЛЬНАЯ БУКВА РУССКОЙ АЗБУКИ)
Комментариев нет:
Отправить комментарий